"Сегодня именно энергетика является важнейшим ресурсом социально-экономического развития", - заявил Владимир Путин министрам. Между тем этот ключевой сектор мирового хозяйства развивается неравномерно и, ко всем бедам, подвержен всевозможным рискам как экономическим и политическим, так и экологическим. И те вопросы, что Россия вынесла на повестку дня, далеко не конъюнктурные, как, возможно, кто-то считает, уверен российский лидер. Необходимо добиться надежного обеспечения мировой экономики традиционным топливом, развития альтернативных источников энергии и спокойной жизни для всего энергорынка. И наша страна, пообещал Путин, готова в полной мере участвовать во всех этих проектах, в том числе и финансово.
"Энергетический рынок должен быть застрахован от непредсказуемости", - подчеркнул президент, выразив, наверное, тем самым ключевую мысль всей российской программы. Для Москвы это условие очень важно. Являясь лидером по экспорту газа и занимая второе место по экспорту нефти, она заинтересована в стабильности своих поставок. Но в Кремле считают, что рынок должен держаться в первую очередь на стабильном спросе. А следовательно, практика долгосрочных контрактов должна работать повсеместно.
К стабильной работе мировой энергетики может привести и работа на нем по принципу кооперации. Так, страны могут обменяться энергетическими активами, как это сделали Россия и Германия. Видимо, Владимир Путин в первую очередь имел в виду совместную компанию по эксплуатации Северо-Европейского газопровода.
Но на одних природных ресурсах мировая экономика долго существовать не сможет, хотя природное топливо в ближайшие десятилетия останется основным. Поэтому Россия активно продвигает идею развития атомной энергетики. И Владимир Путин напомнил министрам об этом: "Мы верим в хорошие перспективы идеи создания сети центров по обогащению урана", - заявил он. Это не только поможет бороться с энергетической бедностью, но и позволит соблюдать режим ядерного нераспространения.
При этом любая страна сможет получить доступ к атомной энергии, а дискриминации здесь быть не может.
"Энергетика сама по себе не решает проблемы бедности", - заметил Владимир Путин. Однако ее дефицит снижает экономический рост стран. "Сегодня у нас есть уникальная возможность - открыть новую страницу в глобальной энергетике", - заявил российский лидер. И эта страница должна писаться не двусторонними отношениями покупателя и продавца, а совместной работой, где все будут стремиться к единой цели.
интеграция |
Санкт-Петербургская встреча лидеров "Группы восьми" в июле этого года должна стать крупной вехой на пути построения всемирной системы энергетической безопасности. Об этом вчера заявил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на заседании министров энергетики стран "большой восьмерки" в Москве.
Российская позиция, как отметил министр, состоит в том, чтобы "сформулировать авторитетный, непредвзятый и нацеленный в будущее документ, который мог бы получить международное признание и поддержку, в том числе и вне стран "восьмерки". Вчерашняя встреча министров энергетики должна была выработать каркас рекомендаций лидерам государств "восьмерки" по уменьшению энергетических рисков. Это последняя переговорная площадка "большой восьмерки" перед летним саммитом глав государств в Северной столице.
Российская линия получила одобрение в итоговом заявлении встречи, где, в частности, говорится: "Министры исходят из того, что диверсификация портфеля энергоресурсов по источникам энергии, поставщикам и потребителям, а также способам и маршрутам их доставки позволит снизить риски, связанные с обеспечением энергобезопасности не только для отдельных стран, но и для международного сообщества в целом".
Мобилизация необходимых для развития мировой энергетики инвестиций, по оценке Виктора Христенко, возможна лишь при условии благоприятного инвестиционного климата и предсказуемой политической ситуации. Причем как в странах - производителях и потребителях энергоресурсов, так и в транзитных государствах. Отметим, что цена вопроса уже озвучена: 17 триллионов долларов на период до 2030 года обойдется миру создание эффективной и устойчивой системы энергообеспечения.
К тому же в XXI веке неизбежен значительный рост мирового потребления энергии: экономики многих стран динамично развиваются. Это потребует дополнительных ресурсов в мировой энергетике. Сегодня более 80 процентов мировых энергоресурсов составляют уголь, нефть и газ. И, несмотря на все ухищрения по развитию альтернативных источников энергии, по крайней мере, до 2050 года традиционные виды топлива останутся основой мировой энергетики. Министры "восьмерки" поддержали ключевую инициативу России, направленную на прозрачность в области данных о запасах, предложении и резервах нефти (JODI).
Пока же налицо недостаток ресурсов в мире, а надежность доступа к энергии подвергается многочисленным угрозам и вызовам как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Это напрямую влияет на качество жизни всего мирового сообщества, заявил Виктор Христенко, и поэтому необходима выработка совместного подхода к обеспечению глобальной энергетической безопасности: "Центральными в решении этой задачи выступают ресурсная достаточность, экономическая и инфраструктурная доступность и экологическая допустимость". Министры заявили, что важным аспектом энергетической безопасности является сокращение разрыва в уровнях энергообеспечения развитых и неблагополучных стран. Главы энергетических ведомств ведущих держав отметили, что "ответ на вызовы энергетической безопасности потребует обращения к рыночным подходам, направленным на повышение объемов снабжения и на сдерживание роста спроса на энергоносители". В то же время министры высказались за развитие рыночных механизмов ценообразования, конкуренции, энергоэффективности и энергосбережения.