Ветераны-эсэсовцы приняли участие в богослужении, которое прошло в Домском соборе Риги, а затем отправились в местечко Лестене, где расположено кладбище легионеров.
Официально никаких публичных мероприятий ни в латвийской столице, ни в других городах не проводилось, поскольку местные власти, опасаясь провокаций, заранее запретили праворадикальным организациям шествия и митинги в память легионеров. Более того, в ночь на четверг власти обнесли двухметровым забором главный символ страны - памятник Свободы, около которого планировали свои акции радикалы.
Формальной причиной для возведения забора стали ремонтные работы мостовой. К подобному способу борьбы со сторонниками легионеров в Латвии, правда, отнеслись с некоторым скепсисом. Здесь еще помнят, как во время борьбы за отделение от СССР аналогичные методы применяла советская власть.
Например, в 1987 году территория у памятника Свободы была огорожена якобы для велопробега.
Весь четверг правоохранительные органы республики находились в состоянии повышенной готовности.
И не напрасно. Ранним утром у здания министерства иностранных дел Латвии одна из радикальных латышских партий "Все - Латвии!" попыталась провести несанкционированный митинг. Около 30 демонстрантов принесли к зданию МИД куклу, изображавшую главу внешнеполитического ведомства в советской военной форме. Однако полиция была начеку и быстро разогнала протестующих.
Куклу Пабрикса демонстранты принесли не случайно. Глава МИД стал первым латвийским должностным лицом, выступившим против шествий в память легиона "Ваффен СС". Кроме Пабрикса, резкой критике подобные демонстрации недавно подвергли и другие высшие лица страны. Накануне 16 марта президент Вайра Вике-Фрейберга обратилась с призывом к согражданам не участвовать в шествиях. По ее мнению, такие акции вредят республике и играют на руку "силам, враждебным Латвии". Правда, президент не скрывала, что под враждебными силами имела в виду Россию и российских журналистов.
Каких-либо более внятных пояснений, почему 16 марта не стоит проводить шествий, из уст латвийских политиков не прозвучало. После продолжительной дискуссии, которая сопровождалась взаимными обвинениями правых и левых депутатов, сейм отказался даже включать в повестку дня вопрос о рассмотрении декларации, осуждающей нацистский режим.
С инициативой принять такой документ 16 марта выступила русскоязычная и левая оппозиция. В проекте декларации осуждался тот исторический факт, что многие жители Латвии добровольно вступали в карательные части гитлеровской армии. А также высказывалось сожаление, что более 100 латвийцев были насильственно призваны в дивизии "Ваффен СС". Правые депутаты в ответ заявили, что в тексте декларации ничего не говорится об осуждении коммунизма.
Тем временем наблюдатели считают, что решение о запрете шествий в память легиона "Ваффен СС" связано не столько с угрозой провокаций, сколько с сильным давлением, которое оказывали на латвийские власти западные посольства. И европейцы, и американцы были озабочены тем, что подобное мероприятие может испортить имидж страны перед проведением в Риге малого саммита НАТО этой осенью.
Между тем
В прошлом году противники шествия перегородили дорогу колонне сторонников "Ваффен СС". В результате полиция задержала за нарушение общественного порядка рекордное для маленькой Латвии число демонстрантов, недовольных шествием эсэсовцев, - 35 человек. Большая их часть была оштрафована за сопротивление сотрудникам правоохранительных органов. Причем многие из задержанных до сих пор оспаривают эти штрафы в судах высшей инстанции. И некоторым уже удалось доказать свою невиновность.