Данная доктрина, по сути, стала пересмотренной версией предыдущей стратегии, подготовленной администрацией Буша в сентябре 2002 года накануне вторжения в Ирак. Прежний документ, напомним, радикально менял принципы внешней политики страны. Тогда Белый дом предлагал от концепции сдерживания времен "холодной войны" перейти к более агрессивному подходу - стратегии превентивных ударов, которые США будут наносить своим врагам еще до того, как они атакуют американцев. Эта концепция с самого начала вызывала ожесточенные споры.
Тем не менее и в обновленной версии Белый дом вновь подтвердил приверженность стратегии превентивности. "Мы не исключаем применение силы до того, как будем атакованы, даже если существуют сомнения относительно времени и места действий противника", - говорится в 49-страничном документе.
Новая стратегия национальной безопасности США появилась в момент противостояния международного сообщества с Ираном. По мнению местных политологов, в ситуации, когда Совбез ООН готовится к рассмотрению иранского досье, появление новой американской стратегии может быть воспринято в мире как провокация.
Однако подобные доводы Белый дом, судя по всему, не смущают. В доктрине, подготовленной администрацией Буша, прямо говорится: "Иран представляет для Америки самую большую опасность, и мы будем предпринимать все меры для обеспечения национальной и экономической безопасности от последствий его плохого поведения".
Согласно новой стратегии главная цель американской дипломатии заключается в распространении и развитии демократии в мире. "Выборы сами по себе недостаточны и иногда могут приводить к нежелательным результатам", - считают авторы документа с явным намеком на недавнюю победу организации ХАМАС на парламентских выборах в Палестине.
В обновленной доктрине национальной безопасности США содержится отдельная глава, посвященная России. Но если три года назад в предыдущей версии документа излагалось в целом оптимистическое представление о нашей стране, которую Вашингтон называл стратегическим партнером в войне против терроризма, то теперь Белый дом призывает Россию "не препятствовать" распространению свободы.
В то же время, как рассказал корреспонденту "РГ" директор исследовательских программ по России американской консалтинговой компании "Евразия групп" и бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США Клиф Капчан, несмотря на очевидное ужесточение тональности, новая стратегия вряд ли приведет к радикальному изменению политики Вашингтона в отношении Москвы. По словам эксперта, фундамент двусторонних отношений, построенный на совместных усилиях в борьбе с терроризмом, распространением оружия массового поражения, а также на обеспечении энергетической безопасности, остается достаточно прочным. К тому же, как полагает Капчан, все более широкий спектр политического истеблишмента в США приходит к осознанию того факта, что развитие демократии в любой стране, в том числе в России, это длительный процесс с неизбежными взлетами и падениями.