Российская газета | Вениамин Федорович, почему законопроект вызвал шумный резонанс?
Вениамин Яковлев | Речь идет не просто об отдельном нормативном акте, а, по сути, о завершении кодификации гражданского законодательства. Закон об интеллектуальной собственности - это четвертая, последняя часть Гражданского кодекса РФ. Нынешний кодекс - третий по счету: был кодекс 1922 года, потом 1964 года, и первая часть нынешнего вступила в действие с 1995 года. Его принципиальное отличие - он создан для регулирования отношений рыночной экономики.
Насколько он важен, можно судить по тому, что его сразу стали называть "экономической конституцией". И это не просто слова, потому что он регулирует важнейшие отношения - отношения собственности, отношения товарно-денежного оборота. То есть фактически весь рынок.
А что касается оценок, они - как круги на воде. Закон затрагивает чьи-то интересы и начинается реагирование. Диапазон - от нормальных предложений до не вполне адекватных откликов.
РГ | Получается, что между первой и четвертой частями - интервал в 12 лет. Чем объяснить такой разрыв?
Яковлев | В начале 90-х годов рынок уже появился, а кодекса, регулирующего его, не было. Поэтому были мобилизованы лучшие специалисты, и документ был создан довольно быстро. Но принимался он по частям. Первая часть вступила в действие частично в 1994 году, а в целом с 1 января 1995 года. Вторая часть обрела силу с 1 марта 1996 года, третья - с 1 марта 2002 года. Четвертая часть - завершающая. Она по проекту называется "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", включает в себя 325 статей и является 7-м разделом Гражданского кодекса. Когда она будет принята, можно будет сказать, что гражданское законодательство кодифицировано полностью.
Стихи и открытия как собственность
РГ | Что такое результаты интеллектуальной деятельности?
Яковлев | Это результаты творческой деятельности в сфере науки, в том числе технической, в литературе, во всех видах искусств. Это и авторское право, и патентное. Кроме того, четвертая часть должна регулировать отношения, связанные со средствами индивидуализации. Это фирменные наименования, товарные знаки - все, что индивидуализирует участников торговых отношений и объекты, то есть товары, услуги и так далее.
Почему четвертая часть не принята более 10 лет - потому, что по ней шли бесконечные дискуссии, хотя она изначально была подготовлена вместе со второй частью ГК. В обсуждении участвовали литераторы, художники, деятели искусств, общественные организации, специалисты, юристы кто только не участвовал. Поэтому говорить сейчас, что он подготовлен кем-то келейно, нет оснований. Именно по причине длительных обсуждений кодификация гражданского законодательства все еще не завершена. Можем еще 100 лет дискутировать, но от этого ничего улучшаться не будет. Следовательно, когда-то надо поставить точку.
РГ | Кто сейчас готовил проект нового закона?
Яковлев | Гражданский кодекс - целиком президентский проект. И четвертая часть подготовлена по поручению кремлевской администрации. В очередной раз была создана рабочая группа, в нее вошли и те люди, которые работают над проектом уже свыше 10 лет. Работают на общественных началах. Некоторые даже недожили до принятия закона. Например, профессор Виктор Дозорцев, один из крупнейших наших специалистов в этой сфере.
Рабочей группе было поручение до конца 2005 года представить проект, отработанный с учетом всех дискуссий.
В состав группы вошли специалисты из Исследовательского центра частного права при президенте РФ, ведущие ученые юридического факультета Московского университета, Института законодательства и правоведения, правового департамента правительства, Государственно-правового управления администрации президента, Высшего арбитражного суда. Возглавить рабочую группу было поручено мне.
Ноу-хау под защитой государства
РГ | Какие критерии были взяты за основу рабочей группой при подготовке законопроекта?
Яковлев | Он основан на концепции полной кодификации действующего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности. Участие ее объектов в гражданском обороте вполне сопоставимо по значимости с аналогичным участием материальных ценностей. Такая оценка легла в основу концепции.
РГ | Но ведь отношения в сфере интеллектуальной собственности уже регулируются несколькими законами. Как быть с ними?
Яковлев | Да, сейчас действуют шесть федеральных законов 1992-1993 годов об отдельных видах интеллектуальной собственности. За прошедшее время они обросли многочисленными законодательными наслоениями. Тем не менее в этой сфере остаются белые пятна, приходится все еще пользоваться положениями кодекса 1964 года. Задача нового ГК - сосредоточить в себе все гражданское законодательство об интеллектуальной собственности и связанные с ним иные нормы, в частности, регистрационные правила. Словом, надо расчистить это правовое поле, а упомянутые выше законы отменить.
РГ | Можно назвать основные положения нового закона?
Яковлев | Я бы выделил четыре задачи содержательного характера. Первая из них - усиление регулирования оборота объектов интеллектуальной собственности - касается отчуждения, предоставления в пользование, залога. Так сложилось исторически, что таких норм в наших законах явно недостаточно, многие отношения регламентированы лишь весьма общим образом.
Во-вторых, надо расширить и усилить защиту авторов и других обладателей исключительных прав. В том числе прав на новые объекты интеллектуальной собственности, такие, как содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и другие. Наряду с защитой прав авторов надо существенно усилить ответственность за их нарушение. И, наконец, новый ГК воплощает в себе положения, вытекающие из международных обязательств России. Он соответствует и тем договорам, участником которых наша страна может стать в будущем.
Неприкосновенный роман
РГ | Защита прав авторов сейчас сродни "горячей точке" - там бесконечные споры, обиды и тяжбы. Что предлагает здесь новый закон?
Яковлев | Расширить защиту за счет новых видов интеллектуальных прав, прежде совсем не охранявшихся. Это смежное право на содержание баз данных, смежное право публикатора произведения, право на доменное имя, право на коммерческое обозначение. Не забыты и права, широко используемые на практике: на фирменное наименование и секреты производства, на ноу-хау, где вообще нет единого законодательного регулирования.
РГ | Сейчас творения авторов, исполнителей, изобретателей становятся предметом рыночного оборота. Как правило, автор передает права на свой творческий продукт коммерческим организациям. Как обеспечить защиту этих его прав?
Яковлев | На основе исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, такое право первоначально возникает у автора, а к другим может перейти только по договору или иным основаниям в рамках закона. В законопроект включено даже положение о том, что на принадлежащее автору и исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания, предусмотрена ограниченная ответственность автора по авторским договорам.
Особо нужно сказать об издательском лицензионном договоре. Издатель обязан начать использование произведения не позднее срока, указанного в этом договоре. А если не начнет, то автор вправе односторонне расторгнуть договор и не будет возмещать при этом издателю убытки. Более того, он может взыскать с издателя все вознаграждение, предусмотренное договором.
РГ | Подчас новые творения создаются, так сказать, в служебном порядке, по заданию администрации. Например, разработать новый узел или написать сценарий. Как быть в таких случаях?
Яковлев | Исключительное право на служебные произведения науки, литературы и искусства, за исключением служебных программ для ЭВМ и баз данных, принадлежит автору. Работодатель может использовать их только так, как записано в служебном задании. Причем если не начнет делать этого в течение трех лет, он свое право на использование теряет.
Положение автора укрепляет и такое правило, содержащееся в законе: автор-работник имеет право на получение от работодателя вознаграждения за создание и использование служебного результата. При этом не важно, будет ли работодатель использовать этот результат или нет.
РГ | Речь идет о защите имущественных прав. Но есть права и неимущественные, например, право на защиту репутации автора. Закон будет его охранять?
Яковлев | Оно значительно расширено. Новый закон восстанавливает право автора на неприкосновенность произведения, которое в большей мере защищает интересы создателя. Предусмотрен также порядок, как наследники могут вносить изменения в произведение и обнародовать его, если это не противоречит воле умершего автора.
РГ | Какая ответственность предусмотрена в законе за нарушения исключительных прав?
Яковлев | С нарушителя может быть взыскана компенсация. Если нарушены авторские и смежные права, а также права на программы для ЭВМ и базы данных, последует такая санкция. При условии, что правообладатель потребовал уплаты компенсации вместо взыскания убытков. Он же выбирает способ определения размера компенсации. Таких способов два: либо от 10 тысяч до 5 миллионов рублей по усмотрению суда, либо - двукратный размер стоимости объекта нарушенных прав или прав на использование этого объекта. Закон распространяет эту санкцию на нарушения значительно большего числа исключительных прав. Например, права на товарный знак, за незаконное использование наименования места происхождения товара.
Смерть пирата
РГ | В последние годы буйно расцвела контрафактная продукция. В законе есть меры воздействия?
Яковлев | Предусмотрена конфискация контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, равно как и материалов, оборудования для их воспроизведения. Такая санкция будет распространяться практически на все отношения в сфере интеллектуальной собственности.
Ну и, наконец, вводится ответственность за так называемое интеллектуальное пиратство. Под интеллектуальным пиратством понимаются наиболее грубые нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности. И за них будет такая серьезная санкция, как возможность ликвидации по решению суда юридического лица или прекращение регистрации индивидуального предпринимателя, если они допускают это интеллектуальное пиратство.
РГ | Какие возражения против проекта высказывают ваши оппоненты?
Яковлев | Например, много лет идет дискуссия о самой концепции. Здесь разброс мнений очень большой. Говорят, вообще в Гражданском кодексе этого раздела не должно быть, а нужны отдельные законы - о патентной деятельности, об авторских правах, те самые шесть законов. Другие предлагают ввести в Гражданский кодекс общие положения для связки между ним и другими законами. Все это учтено. Но нам представляется, что наиболее успешным проектом будет все-таки полная кодификация.
РГ | Почему многие возражают против нее?
Яковлев | Довод на первый взгляд значимый и серьезный. Говорят, это законодательство у нас находится в стадии развития. Поэтому вводить его в Гражданский кодекс не надо - трудно будет обновлять, вносить изменения, принимать новые законы. Но этот довод не выдерживает критики. Потому что в любом случае отношения по интеллектуальной собственности должны регламентироваться не подзаконными актами, а законом. А внести изменения что в Гражданский кодекс, что в закон об авторском или патентном праве - одинаково. Следовательно, кодификация законодательства в этой сфере означает лишь наведение порядка, но отнюдь не препятствует его развитию.
Есть возражения по поводу введения в проект норм административного права. Речь идет о регистрационных процедурах. Дело в том, что некоторые объекты авторского права не подлежат кодификации, а некоторые - патенты, изобретения подлежат обязательной регистрации. Без регистрации вообще нет патентного права. Но это не административная, а именно регистрационная норма.
Скажем, регистрация недвижимости впервые появилась в Гражданском кодексе, и эта норма прекрасно действует. Почему же применительно к интеллектуальной собственности регистрационных норм не должно быть?
"Война и мир" в патенте не нуждается
РГ | Почему одни объекты авторского права регистрируются, а другие нет?
Яковлев | Написал автор произведение. Если оно представляет художественную ценность, оно будет признано. А если не представляет, так его хоть тысячу раз зарегистрируй, оно умрет все равно. А патент требует регистрации, потому что он выдается на решение технической задачи, обладающей новизной. Не вообще произведение, а произведение, обладающее качеством новизны. А кто может установить наличие или отсутствие новизны? Только специалист. И только в установленном законом порядке. Регистрация изобретения, это и есть констатация того, что вот это техническое решение содержит в себе новизну, то есть является первым решением. Такого еще не было. И регистрация устанавливает, что авторство принадлежит такому-то лицу.
РГ | В каком состоянии работа над проектом?
Яковлев | В двухнедельный срок законопроект должен быть доработан с учетом всех замечаний, прозвучавших на правительственном обсуждении, и представлен в правительство. Правительство, надеюсь, представит президенту, а он внесет в Думу. На мой взгляд, проект отработан во всех отношениях. Было изучено законодательство всех основных стран мира в его современном состоянии. Тщательнейшим образом проанализированы все международные договоры и конвенции, даже те, в которых мы не участвуем, но можем принять участие. Тщательно изучены рекомендации Европейского союза по разделу интеллектуальной собственности.
Мы провели обсуждение проекта в Германии и получили положительный отзыв. В ближайшее время будет проведено такое обсуждение с ведущими специалистами Франции. В этом смысле проведена тщательнейшая работа, и она дает надежду на успех.