Похороны Слободана Милошевича пройдут в его родном городе Пожаревац, во дворе его дома. На церемонии не будет присутствовать ни один официальный представитель правительства, поскольку власти республики продолжают придерживаться той позиции, что похороны бывшего президента Сербии и Югославии - дело частное.
Возможно, в сложившейся ситуации и частное. Но к столичному Музею истории Югославии, где был выставлен гроб с телом бывшего лидера, тянулся нескончаемый поток людей с цветами и свечами. Многие не могли сдержать слов обиды. "Милошевич - историческая личность, за него голосовали миллионы. А нынешние власти даже не дают попрощаться с ним по-человечески", - говорили они.
Как утверждают представители Социалистической партии Сербии (СПС), за это время последние почести бывшему руководителю страны отдали несколько десятков тысяч человек. С Милошевичем также простились официальные делегации Сербской радикальной партии, чей лидер Воислав Шешель пока остается в Гааге, общественного движения "Сила Сербии", председатель которого местный олигарх Боголюб Карич находится в розыске, и ряда других правых оппозиционных сил.
До последнего момента оставался открытым вопрос, прибудут ли на похороны вдова Мира Маркович, сын Марко и брат покойного Борислав. Их возможного появления ждали многие. Сербские социалисты даже призвали власти страны не вызывать в суд вдову Милошевича в течение всего периода шестинедельного траура. Как заметил заместитель председателя СПС Милорад Вучелич, который отвечал за организацию похорон, такое право вдовы уважалось даже в период турецкого владычества.
В то же время, как стало известно в стане демократических партий правящего блока Сербии, разгорелась совершенно иная дискуссия. Их лидеры выступили с решительным протестом против участия государственных органов в мероприятиях, связанных с похоронами экс-президента Югославии. В частности, недовольство сербских демократов вызвало решение премьер-министра Воислава Коштуницы "фактически предоставить амнистию покойному и членам его семьи". Абсолютно неуместной была названа и прошедшая 15 марта по центральному телевидению прямая трансляция прибытия гроба с телом Слободана Милошевича из Амстердама в аэропорт Белграда. Так, по мнению Социал-демократической партии, правительство Сербии отнеслось "слишком благосклонно" к похоронам Милошевича. И это косвенно говорит о том, что оно "не желает продолжать демократические реформы".
А руководители 24 объектов культуры Сербии распространили письмо в поддержку директора Музея истории Югославии Лиляны Цетинич, которая резко возражала против того, чтобы гроб с телом экс-президента был выставлен в подведомственном ей учреждении. Цетинич расценила как "беспрецедентное в истории культуры Сербии" решение Республиканского управления государственного имущества, по сути, превратить музей "в часовню для прощания со Слободаном Милошевичем".
Впрочем, с подобной истерикой согласны далеко не все даже в руководстве республики. Так, по мнению министра труда, занятости и социальной политики Сербии Слободана Лаловича, если бы не прощание в музее, то гроб с телом покойного президента его сторонники могли бы на трое суток установить под брезентовым тентом на площади перед зданием парламента Сербии и Черногории. И это стало бы позором для государства.
Кстати
В пятницу Международный трибунал по бывшей Югославии снял гриф секретности с некоторых документов по делу Слободана Милошевича. Поскольку подсудимый скончался и процесс, проходивший с 12 февраля 2002 по 13 марта 2006 года, формально закрыт, судьи посчитали возможным раскрыть все материалы, которые содержали личную информацию о подсудимом и ранее рассматривались как конфиденциальные.