Манифестанты выступали против нового закона о "первом найме" для молодежи. Его французская аббревиатура ОРЕ. Надписи на флагах, транспарантах, воздушных шарах и даже куртках участников манифестации - против ОРЕ: "Нет!", "Отменить!", "Долой!","Бедность - вот что такое ОРЕ", "ОРЕ - современное рабство" и т.п.
Людская река текла спокойно. Время от времени участники демонстрации хором скандировали антиправительственные лозунги, пели, пританцовывали. Порядок обеспечивали сами участники шествия и... профсоюз бывших полицейских. Большинство манифестантов - учащаяся молодежь. Но немало было и людей пожилого возраста.
И не только парижан. Чтобы принять участие в этом выступлении, люди приехали во французскую столицу из разных уголков страны.
Мирный и даже размеренный ход 350-тысячной манифестации, организованной ведущими профсоюзными объединениями, в том числе профсоюзами, которые объединяют студенческую молодежь и старшеклассников, прервался к концу дня на улице Бувин. В отличие от других авеню и бульваров, выходящих на площадь Нации, на этой улице стражи порядка находились практически впритык к манифестантам. Бросались в глаза многочисленные теле- и фотожурналисты, которые собрались на этой неприметной улице. Они словно чего-то ждали. И дождались.
На моих глазах кто-то из толпы бросил в жандармов пивную бутылку. Следом за ней полетели вторая, третья. Полиция сначала прикрылась прозрачными щитами. Но потом, размахивая резиновыми дубинками, внезапно бросилась на толпу. Люди попятились. Но откуда-то с тыла к демонстрантам подоспело подкрепление. Молодые люди перевернули стоящую у тротуара машину и подожгли. В небо повалил густой черный дым. Завязалась потасовка. В этот вечер стороны еще не раз сходились в рукопашную, хотя ощутимых потерь никто не понес. Несколько жандармов получили легкие контузии, десятки манифестантов были доставлены в ближайшие полицейские участки.
В демонстрации поражало обилие лозунгов против премьер-министра Франции Доминика де Вильпена: молодежь несла плакаты с его карикатурным изображением.
В субботний день шествия против закона "о первом найме" прошли еще в 160 французских городах. В них участвовало около полутора миллиона человек. Такого во Франции давно не было. И повсюду главной мишенью критики оказался инициатор закона Доминик де Вильпен.
Глава правительства рассчитывал, что новый законодательный акт о борьбе с молодежной безработицей поможет решить социальные проблемы. Но в спешке закон вышел недоработанным, сырым. Для французов осталось неясным, каким образом он повлияет на увеличение числа рабочих мест, в первую очередь для молодежи. Отсюда протесты, манифестации, забастовки.
Можно быть уверенным: те, кто сегодня протестует против закона, не пойдут голосовать за де Вильпена как кандидата от правых на предстоящих в 2007 году президентских выборах.
В итоге глава правительства оказался в ловушке: в его ситуации пойти на попятную значит потерять лицо. Возможно, эти силки премьеру кто-то расставил. Любопытно, что главный соперник де Вильпена на президентских выборах министр внутренних дел Франции Николя Саркози все больше дистанцировался от премьера. Сегодня его не видно и не слышно.
Демонстранты и те, кто за ними стоят, в качестве предварительного условия для начала диалога требуют вообще отозвать этот закон. В противном случае они грозят забастовкой. Теперь вся надежда правительства на Конституционный совет, который может посчитать новый документ противоречащим конституции. Тогда, как говорится, и овцы останутся целы, и волки будут сыты.
Ясно одно: свою репутацию премьер-министр подорвал, а вместе с этим и существенно снизил свои шансы выиграть президентские выборы.
Николай Паклин
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
ПАРИЖ