Всего 12 месяцев (с декабря 1991 года по декабрь 1992-го) Егор Тимурович Гайдар фактически был руководителем правительства России. В то время спорили, можно ли в соответствии с известной программой за 500 дней сделать российскую экономику рыночной. Однако, как бы то ни было именно за эти 12 месяцев и произошли важнейшие изменения. Вернее, были заложены основные рыночные институты. Экономика стала открытой - компаниям и частным предпринимателям дали возможность свободно ввозить и вывозить товары. Цены тоже стали свободными. Был введен плавающий валютный курс - и снят ажиотаж вокруг приобретения долларов. В Россию вернулся институт частной собственности. Это был тот критический минимум преобразований, вследствие которого экономика получила долгосрочные и очень действенные стимулы, создавшие перспективу для страны. В значительной степени этим мы обязаны Гайдару. Но здесь надо отметить, что удалось ему все это сделать благодаря поддержке и доверию первого президента России - Бориса Ельцина. Если бы не его решимость, многое у нас было бы иначе.
Мне вспоминается случай, произошедший в конце 80-х годов. Я работал тогда в Центральном экономико-математическом институте Академии наук СССР, и был у меня в лаборатории сотрудник и мой близкий друг Володя Мащиц. Кстати, потом в правительстве Гайдара он занял пост министра по делам Содружества. Но тогда такого поворота в своей судьбе он даже не мог предположить. Да и сам Гайдар "всего-навсего" заведовал отделом в журнале "Коммунист". Но перемены уже назревали, их необходимость понимали многие. Вокруг Егора Тимуровича собралась группа молодых ребят, самостоятельно разрабатывавших план реформ. И вот пришел однажды ко мне Володя Мащиц - участник "гайдаровского круга" - и говорит: "Сначала за реформы взялись академики - ничего у них не получилось. Вслед за ними - доктора наук с тем же результатом. Видно, придется их делать кандидатам". Мне, как человеку старшего поколения, слышать такое было несколько обидно. Но на самом-то деле сегодня, по прошествии длительного времени, надо признать, что у них, у молодежи (или, как их потом называли "мальчики в розовых штанишках", "завлабы"), вышло то, над чем безуспешно бились академики и доктора. Они свое дело сделали, и мы им за это должны быть благодарны.
И как бы сегодня ни критиковали Гайдара, ни обвиняли за те трудности, которые всем нам пришлось перенести, надо понимать - он взял на себя тяжелейшее бремя ответственности за решения, которые в конце концов преобразили страну. Он решился на то, на что другие не решались. Надо сказать, что Гайдар был одним из немногих руководителей правительства в России, который сам, а не со слов советников, знал, что нужно делать. Причем в исключительно сложной, критической ситуации, когда страна действительно стояла на краю пропасти. В другое время, я думаю, его бы не позвали.
Вчера Егору Тимуровичу Гайдару исполнилось 50 лет, сегодня отмечает 15-летие возглавляемый им Институт экономики переходного периода. Гайдар еще молодой человек. Пятьдесят лет для людей, занятых в науке, в бизнесе, это время расцвета. Просто так сложилось, что главное дело своей жизни он сделал в 35 лет. Это редко кому удается, это влечет за собой очень серьезные жизненные проблемы. В последние годы он ушел от политики и от практической экономики. Но Гайдар пишет отличные книги, которые я очень рекомендую прочитать. Может быть, лучшая из них - "Долгое время". Эта книга, вышедшая в прошлом году, помогает людям понять, что происходит с нашей страной и какие проблемы перед ней стоят. В ближайшее время должна выйти еще одна книга Гайдара - "Гибель империи" - о драматических днях, причинах и последствиях распада Советского Союза. Так что и сегодня его научная деятельность, работа над осмыслением того, что происходит с нашей Россией, является его вкладом в страну, продолжением того, в чем он принимал самое деятельное, я бы сказал, решающее участие.