О программе фестиваля (с 18 марта по 28 апреля) "РГ" рассказал его художественный руководитель Александр Рудин.
Российская газета | В программе фестиваля шесть концертов, каждый из которых посвящен конкретному имени: Митрофану Беляеву, графу Николаю Шереметеву, Паулю Захеру, Константину Третьякову, Надежде фон Мекк. Как определился круг этих имен?
Александр Рудин | Достаточно произвольно, потому что если говорить о количестве, то мы могли бы составить программу из десятков концертов. В русской культуре есть знаковые имена - в том числе Дягилев, князь Голицын и другие меценаты, которых просто необходимо помнить. Сегодня мы собрали то, что могло уместиться в рамках камерного фестиваля, но я думаю, что дело, которое мы начали, имеет будущее. Меценатство - благодатная тема для искусства.
РГ | Ваши программы всегда строятся по принципу неожиданных столкновений композиторских имен. На открытии прозвучали произведения Скрябина и Глазунова, Сильвестрова, Мансуряна и братьев Черепниных.
Рудин | Эта программа была посвящена Митрофану Беляеву, создавшему когда-то в России крупнейшее музыкальное издательство Belaieff. Оно и ныне существует в Германии и продолжает издавать русских композиторов. Программа, составленная при участии беляевского общества, отражала интересы и замечательную работу этого издательства.
РГ | Приедет ли на фестиваль знаменитый Базельский оркестр, созданный 80 лет назад швейцарским меценатом Паулем Захером?
Рудин | Да, они впервые выступят в России. Программу концерта составил их нынешний дирижер Дэвид Стерн, сын знаменитого скрипача Исаака Штерна. Музыка, которая будет звучать в этот вечер, была написана специально для Базельского оркестра с посвящением Захеру - произведения Бартока, Стравинского, Лютославского. Известно, что благодаря Захеру появились и многие произведения Онеггера, Рихарда Штрауса, признанные теперь классикой ХХ века.
РГ | Меценатство никогда не было широким движением и оставалось в границах личного выбора человека, решавшего финансово участвовать в развитии искусства. Такие личности, как Мекк, Захер, Людвиг, всегда будут актуальны для искусства. В чем феномен меценатства?
Рудин | Причин меценатства может быть много, но все они скорее эмоционального свойства, чем безлично-расчетливого. И в этом отличие мецената от спонсора. Сейчас, когда музыканты практически лишены государственной поддержки, все вынуждены самостоятельно добывать средства на осуществление проектов. Музыка - это очень тонкая сфера: не такая наглядная, как живопись, и не такая доступная, как литература. Зачем вкладывать деньги в то, что абсолютно не понимаешь? Поэтому, как ни банально это звучит, меценатство возникает на определенном уровне развития вкуса и культуры человека.