Бизнесу помогут активнее сотрудничать с вузами

Сегодня в Государственной Думе пройдут парламентские слушания "Эффективное сотрудничество бизнеса и образования".

 

До 70 процентов нынешних выпускников вузов по ряду направлений подготовки не работают по специальности, а на предприятиях тем временем не хватает квалифицированных работников. Бизнес бьет тревогу. Экспертный совет Комитета Госдумы по образованию и науке подготовил концепцию нового закона, определяющего качественно новые отношения между работодателями и вузами. Накануне на вопросы "РГ" ответила инициатор и автор законопроекта, заместитель председателя думского комитета Валентина Иванова.

Российская газета | Валентина Николаевна, неужели наконец отношения бизнеса и образования перестанут быть неофициальными и будут узаконены?

Валентина Иванова | До сих пор эти отношения строились во многом на любви и доверии. Вузы и другие учебные заведения самостоятельно "знакомились" с нужными работодателями и определяли схему совместной работы по подготовке специалистов. Но, как говорится, если любишь - женись. Это время пришло. Тем более что примеров активного и результативного сотрудничества бизнеса и образования уже более чем достаточно. Наша задача - сделать так, чтобы этот опыт поддержало и государство, ведь бизнес оплачивает подготовку серьезных высококвалифицированных специалистов и идет на очень большие затраты.

РГ | А сейчас работодатель этой поддержки не чувствует?

Иванова | Скорее наоборот. Сейчас по закону если работодатель заключает с вузом или профтехучилищем договор на подготовку, допустим, 50 специалистов и платит за их обучение в течение 1 - 5 лет, то эти расходы идут из прибыли предприятия и облагаются налогом. Получается, что предприятие обеспечивает благое дело - подготовку кадров, а его за это еще и "штрафуют", требуя уплатить большую сумму налогов. Абсурд. Другой случай - когда берут в штат работника и дней через десять отправляют его учиться за счет собственных средств предприятия. Вот тогда расходы на обучение включаются в себестоимость продукции и налога не требуют, что очень выгодно для работодателя. Но в этой ситуации предприятию тоже приходится нелегко, так как де-юре человек числится в штате, а значит, ему нужно и зарплату выплачивать, и рабочие часы закрывать. А де-факто он учится и на работе практические не появляется.

Нам надо уходить от этой порочной практики и сделать так, чтобы бизнес, вкладывая средства в подготовку специалистов, чувствовал себя свободно. Подготовка рабочего объективно необходима для выпуска качественной продукции, и эти затраты должны входить в себестоимость вне зависимости от того, числится ли студент в штате предприятия или нет. Это прописано в нашем законопроекте.

РГ | Когда это произойдет?

Иванова | Требуется от восьми месяцев до года, чтобы закон прошел все стадии рассмотрения и согласования. Если это произойдет, то бизнес развернется и станет с большей охотой финансировать образование. Пока на этом пути есть серьезные барьеры.

РГ | Не только средний бизнес взаимодействует с образованием. Монополисты тоже активно "дружат" с вузами?

Иванова | Более чем. Отлично работает вместе с вузами своей отрасли ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Газпром". РАО "ЕЭС России" сотрудничает с Московским энергетическим университетом, заключая договоры на подготовку специалистов. Причем как двусторонние "вуз-предприятие" - на подготовку группы специалистов, так и трехсторонние "вуз - студент - работодатель", когда требуется "штучный" товар.

Интересный опыт в Санкт-Петербурге, где "Адмиралтейские верфи" в структуре предприятия создали центр послевузовской подготовки. В то же время они заключают договоры с Морским техническим университетом на подготовку специалистов. А у себя в центре создают лаборатории, которые вуз может использовать как базу для работы со студентами начиная с 3-го курса. Результат - качественное образование и серьезная экономия средств. Как говорится, практика - критерий истины. Но пока нашим работодателям приходится действовать методом проб и ошибок. А они тем временем готовы платить и по две, и по три тысячи долларов в семестр за подготовку квалифицированного специалиста.

РГ | Должна ли такая система стать обязательной? Поступая в вуз, студент хочешь не хочешь должен будет заключать трехсторонний контракт либо брать образовательный кредит?

Иванова | Кто необходим государству? Это учителя, врачи, ученые, социальные работники. Здесь необходим соответствующий госзаказ, а студент после учебы должен обязательно отработать в течение трех лет либо, если полученная профессия ему не мила - возместить затраты. Другая сфера экономики - это специалисты отраслей промышленности, инженеры. Они тоже должны быть востребованы, и в большей степени бизнесом. В этой ситуации должен действовать либо образовательный кредит, либо трехсторонний или двусторонний договор. Таким образом, подготовка специалистов для государственных и муниципальных нужд должна финансироваться из федерального или муниципального бюджетов, а вот подготовка специалистов в интересах бизнеса - по договорам или кредитованию.

РГ | Выгода работодателя ясна - он получает квалифицированного специалиста. А что получает студент?

Иванова | Договоры очень выгодны и студенту. Вспомните: год назад, когда молодежь вышла митинговать на Горбатый мост, что было одним из главных требований к министру образования и науки? Гарантированное трудоустройство по окончании вуза. Некоторые мои коллеги недоверчиво спрашивают: мы снова возвращаемся к распределению? Но новое - это хорошо забытое старое, - я в этом уверена. Поэтому в рамках рыночной экономики мы и говорим сегодня о договорных и контрактных взаимоотношениях между бизнесом, студентом и вузом. Но подчеркну, это не "обязаловка". Хочешь - подписывай договор, не хочешь - никто не заставляет. Можно пойти по пути образовательного кредитования или просто по пути возврата средств. Мне кажется, что молодежь поддержит нашу законодательную инициативу, потому что в этом случае она получает гарантированное и высокооплачиваемое рабочее место. Это форма перспективного будущего и нормального социального старта молодых.

РГ | Во Франции студенты протестуют против поправки в договор первого найма, которая позволяет работодателю уволить молодого специалиста без объяснения причин. Наши выпускники защищены от такого "произвола"?

Иванова | Тема актуальная. Наши трехсторонние договоры дают ответы на выдвигаемые молодежью вопросы. Правда, предстоит доработать эти трехсторонние договоры с учетом большей социальной поддержки молодых специалистов. Среди злободневных проблем - жилье для молодых. Сегодня некоторые регионы выплату процентов за ипотечный кредит, взятый молодым специалистом на квартиру, берут на себя. Кое-где и первый взнос за жилье выплачивает субъект Федерации, как, например, это делается в Санкт-Петербурге. Там таким образом полностью решается проблема жилья для молодых учителей: город выплачивает и первый взнос, и процент по кредиту. И это тоже форма взаимодействия с работодателем, которым является в этом случае государство.