Птичий грипп угрожает Тюменской области

В прошлом году вспышка куриного гриппа на юге Тюменской области заставила уничтожить свыше 30 тысяч домашних птиц в восьми селах. Но вакцина поступит в регион лишь в первой половине мая.

Это не единственная причина растущей накануне прилета пернатых тревоги. Под Тюменью две крупнейшие в России птицефабрики. Если сюда проникнет вирус, удар по экономике региона будет сокрушающим. Между тем дальнейшее существование нескольких сравнительно небольших птицеводческих хозяйств уже под вопросом.

Фактически этим предприятиям поставили ультиматум: либо они создают условия для работы в закрытом режиме, либо пускают птицу, пока она здорова, под нож. Власть пугает угроза экономической блокады: другие регионы могут воспретить ввоз продуктов птицеводства из Западной Сибири. В апреле, после консультаций с членами чрезвычайной противоэпидемиологической комиссии, правительство области примет окончательное решение.

Трем мощным предприятиям спокойной жизни тоже не дают: проверки, предписания следуют одно за другим. Руководитель облуправления федеральной службы по ветнадзору Юрий Федоров говорит, что лидеры отрасли, несмотря на опыт прошлогоднего противостояния гриппу, несколько расслабились: то работники забывают принять душ перед переодеванием, то на территорию хозяйств пускают «грязные» автомобили.

Укрепление «обороноспособности» потребовало дополнительных трат, исчисляемых десятками миллионов рублей. Акционерным обществам есть что терять: не менее полутора миллиардов вложено в последние пять лет в модернизацию и реконструкцию производства. Открывается долгожданный выход на международный рынок. Экономить на безопасности глупо. В свое время фабрики сберегли капиталы на страховке на случай падежа и сегодня локти кусают. Страховые компании теперь связываться с птицеводами либо вовсе не желают, либо диктуют заведомо неприемлемые условия.

В поселке Боровском, где находится одна из таких фабрик, несушки дают жителям стабильную и, по здешним меркам, высокооплачиваемую работу. Дирекция «акционерки» еще прошлым летом под угрозой увольнения потребовала от своих работников: кур на подворьях не держать! Люди подчинились, выбора у них нет. Тем временем администрация градообразующего предприятия категорически запретила работникам даже обедать дома, дабы не нарушали санитарный режим. Теперь все питаются в столовых — за счет фирмы. Дальше проходной не пускают даже с легким насморком: если человек скрывает простуду и «проникает» в птичник, ему грозит увольнение.

На вакцину, впрочем, птицефабрики не считают нужным тратиться. На бройлерном производстве, например, расходы на прививки только за полугодие превысят двадцать миллионов рублей. И зажиточному предприятию не по карману. Еще аргумент против. Препарат не способен обеспечить 100-процентную защиту от инфекции, и в случае падежа будет трудно установить точный диагноз.

Домашнюю птицу намечается привить в первую очередь в тех шести районах, где грипп свирепствовал прошлым летом и осенью. На средства бюджета закупается один миллион триста тысяч доз. Прививать кур следует дважды, с месячным перерывом. Иначе проку не будет. То есть инъекций хватит на 650 тысяч голов. Всего, по официальным данным, на юге области во дворах около трех миллионов пернатых.

Согласно графику минсельхоза, вакцина поступит в регион до 15 мая. Первые утки-лебеди прилетят в середине апреля. Юрий Федоров уверен, что за неделю удастся провести прививочную кампанию. То есть надо продержаться около месяца.

Федеральные службы твердо договорились о согласованных действиях, совместном использовании людских и технических ресурсов, включая авиацию МЧС. Пока нет единой позиции по правилам ведения охоты. Главный ветеринарный врач Сергей Деркач полагает, что непременно следует отстреливать уток, гнездящихся близ населенных пунктов, вплоть до июня. Убитую же птицу на месте либо уничтожать, либо с предосторожностью потрошить. Предполагается, что охотники будут обрабатывать тушки в перчатках и лицевых масках, а внутренности закапывать в землю. «Кто поручится, что предосторожности будут соблюдены, а в леса не подадутся все, кто имеет ружье? — недоумевает Галина Шарухо. — Эти люди невольно попадут в группу риска, поскольку будут контактировать с потенциально больной птицей».

Пока не утвержден и порядок действий по локализации очага заболевания. Неясно, будут ли эпидемиологи брать в кольцо всю деревню, как в прошлом году, либо ограничатся несколькими дворами. Олег Суров, к примеру, считает, что разумнее вводить карантин во всем поселении.