Однако многое будет зависеть от того, как государства - члены организации решат использовать принятый документ. Эта резолюция основана на предложении, которое я внес почти год назад. Тогда я признал, что действовавшая в то время Комиссия по правам человека сбилась с пути, став форумом, на котором нарушители прав человека договаривались покрывать друг друга. И перестала быть органом, активно поощряющим уважение к правам человека во всем мире.
В прессе значительное внимание уделялось различиям между моим первоначальным предложением и только что принятой резолюцией. Однако основные элементы моего предложения не претерпели изменений.
В резолюции признается, как я раньше и утверждал, что развитие, мир, безопасность и права человека остаются основой системы ООН.
Эти понятия взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Как я предлагал, главный орган, в котором правительства будут обсуждать вопросы, затрагивающие права человека, станет полноценным Советом, избираемым непосредственно всеми членами Организации Объединенных Наций. Причем статус этого органа будет пересмотрен через пять лет, благодаря чему существует вероятность того, что он превратится в одну из "основных структур" ООН наравне с Советом Безопасности, Экономическим и Социальным советами, членов которых избирают большинством в две трети голосов. В то же время в отличие от Комиссии новый Совет наделен конкретным мандатом - "содействовать эффективной координации и интеграции деятельности в области прав человека" во всех сферах деятельности Организации Объединенных Наций.
Новый Совет намерен, как я настоятельно призывал, регулярно собираться в течение года и сможет оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека. Для этой цели будут проводиться специальные сессии по требованию трети его членов. (В Комиссии соответствующая процедура занимала слишком много времени и требовала большинства голосов.)
Вместо того чтобы высказывать критические замечания в адрес одних стран и при этом игнорировать нарушения прав человека в других, Совет рассчитывает регулярно проводить обзоры "послужного списка" всех стран в области прав человека. Он должен "руководствоваться принципами универсальности, беспристрастности, объективности и неизбирательности". В принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции говорится о важности отказа от "двойных стандартов и политизации".
Совет также уполномочен содействовать предотвращению нарушений прав человека, тогда как Комиссия лишь реагировала на них. Кроме того, Совет, хотя и начинает работать с новой повесткой дня, должен сохранить систему "специальных процедур, экспертных консультаций и процедур обжалования", включая использование независимых экспертов в качестве специальных докладчиков, а также важную роль неправительственных организаций, которая, по опасению некоторых, может быть понижена или сведена на нет.
Разумеется, что успех деятельности Совета в значительной степени зависит от позиции его участников. Поэтому естественно, что значительное внимание на Ассамблее уделялось порядку избрания членов Совета. Это было необходимо, чтобы снизить вероятность избрания в Совет государств - нарушителей прав человека, как это недавно имело место в Комиссии.
Каждый член Совета должен избираться большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. Иными словами, в отличие от Комиссии страны не будут входить в состав Совета просто из-за отсутствия конкурирующего кандидата в их регионе. По каждой кандидатуре будет проходить отдельное голосование. Ни одно государство, которое не заручилось поддержкой 96 стран, т.е. большинства от всех государств-членов, а не только присутствующих и участвующих в голосовании, не сможет попасть в Совет.
Кроме того, входящие в Совет государства должны "поддерживать самые высокие стандарты поощрения и защиты прав человека" и подвергаться периодической проверке в течение всего срока их полномочий. Если один из членов Совета будет замечен в совершении грубых и систематических нарушений прав человека, Генеральная Ассамблея может приостановить его членство.
Никто не может гарантировать избрание или неизбрание какого-либо конкретного государства. Подобные решения Генассамблеи носят политический характер. Я очень надеюсь, что все государства - члены ООН, включая Соединенные Штаты, которые традиционно играли ведущую роль в создании и применении механизма Организации Объединенных Наций для защиты прав человека, внесут свой вклад в налаживание работы нового Совета.
Кофи Аннан
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН