Замените во всем известной фразе "Где деньги, Зин?" имя собственное на Конституционный суд, и речь заявителя на вчерашнем заседании можно вообразить без проблем. Инициаторами запроса в КС оказался глава Твери и Тверская городская Дума. Дело в том, что с 1 января 2005 года своим постановлением мэр Твери ввел обязательную плату за содержание детей в дошкольных учреждениях - 850 рублей (в полтора раза выше). Прокуратура оспорила это решение и выиграла дело в суде, после чего тверские власти и обратились в КС.
Заявители попросили проверить конституционность статьи 153 широко известного 122-го закона о реформе льготных выплат. До введения 122-го закона в действие действовало постановление Верховного Совета РСФСР, согласно которому родители должны были оплачивать 20% общей суммы расходов на содержание ребенка в детском саду. И хотя 122-й закон обязал власти субъектов РФ и органы местного самоуправления сохранить прежние гарантии, на самом деле теперь в каждом регионе вопрос решается в зависимости от толщины местного бюджетного кошелька.
Заявители напоминают, что Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений" заметно уменьшил доходы местных бюджетов. Так, по словам представителя заявителя Марины Якутовой, раньше 18% доходов местных бюджетов составляли собственные налоговые источники, сейчас же - всего 11%. "Просто мы хотим выяснить, где органам местного самоуправления брать средства на установленные государством гарантии", - пояснила Якутова. Она также сообщила, что аналогичные решения выносились судами в отношении решений властей Новосибирска и Екатеринбурга (со ссылкой на ту же норму), и высказала уверенность, что подобные проблемы будут особенно заметны у тех муниципальных образований, "которые до проведения бюджетной реформы были самодостаточными, а после реформы стали дотационными". "Местное самоуправление поставлено в ситуацию, когда оно априори дотационно, - подчеркнула представитель заявителя, - это положение не коснулось только таких сверхприбыльных муниципальных образований".
Представитель президента в КС Михаил Кротов сразу заявил, что "конституционность оспариваемой нормы не вызывает сомнений". В то же время он указал, что закон не препятствует органам местного самоуправления устанавливать свой порядок платы при сохранении существующих социальных гарантий. "Если федеральный закон предписывает держать планку определенных гарантий и органы местного самоуправления показали, что ими предприняты все разумные меры для наполнения местного бюджета, но их недостаточно, чтобы исполнить предписание федерального закона, то уважаемый субъект Федерации и уважаемая Федерация должны дать деньги на обеспечение этих гарантий", - заявил представитель Совета Федерации в КС Юрий Шарандин.
"Мы понимали, что изменение порядка финансирования льгот может привести к некоторому беспорядку в государстве", - с подкупающей искренностью начал приглашенный в качестве специалиста директор правового департамента минздравсоцразвития Михаил Ковалевский. "Проще закрыть свои финансовые дыры, взыскав деньги с более слабых субъектов, то есть с граждан, чем обращаться в суд", - так оценил он действия тверских властей.
Но абсолютным хитом вчерашнего заседания можно считать выступление начальника отдела судебной защиты правового департамента Дмитрия Комягина. Оспариваемые нормы, по его мнению, "никоим образом не умаляют прав местного самоуправления". Кроме того, считает Комягин, "дисбаланс бюджета может быть устранен - механизм есть, существует механизм субвенций". Но главное - администрация Твери не представила доказательств, что понесла именно из-за этих норм убытки, и вообще нет никаких доказательств убытков. Исходя из своего опыта в арбитражных судах господин Комягин сравнил содержание дошкольника в детском саду с авиабилетом, а ведь в стоимость авиабилета закладывается прибыль.
Решение по делу будет вынесено через месяц.