Практически каждый из нас хоть раз в жизни "просвечивал" свой багаж в аэропорту на специальной транспортерной ленте. Подобные приборы в профессиональной среде называются генерирующими источниками излучения. Но их сфера применения не ограничивается только медициной или спецконтролем. Таких аппаратов в стране десятки тысяч. Они широко используются в строительстве и промышленности (рентгеноскопы проверяют качество металлоконструкций и сварных соединений), не обходятся без них и спецслужбы. И, как выяснила Генеральная прокуратура РФ, в большинстве своем эти приборы используются незаконно.
Все началось с письма, которое направил в Генпрокуратуру житель Южно-Сахалинска, бывший горный инженер Юрий Аврутин. Он и обратил внимание на правовой нонсенс. Еще в 1995 году был принят Федеральный закон "Об использовании атомной энергии". Одна из его статей прямо указывает на то, что для работы с радиационными источниками необходимо получить лицензию. Но это в теории. На практике же все происходит с точностью до наоборот. Вот результаты лишь одной проверки, которую провела в столичных аэропортах Московская региональная прокуратура на воздушном и водном транспорте. Во всех без исключения воздушных воротах, ведущих в Москву, работают десятки рентгенотелевизионных интраскопов. С их помощью проверяется не только багаж и коммерческие грузы, но даже еда, которую в полете предлагают пассажирам.
- Среди многочисленных в том числе и весьма солидных коммерческих структур, эксплуатирующих подобную аппаратуру, лишь одна не самая крупная служба авиационной безопасности позаботилась о том, чтобы получить разрешительные документы на работу с интраскопами. Остальные обошлись без лицензии, - прокомментировал итоги проверки московский региональный прокурор Евгений Коломоец.
Прокуратура потребовала устранить нарушения законодательства и направила материалы проверки в Московское управление внутренних дел на воздушном и водном транспорте, где в настоящий момент решают вопрос, возбуждать ли против проштрафившихся коммерсантов уголовное дело.
На первый взгляд может показаться, что проблема, поднятая инженером Аврутиным, не стоит, как говорится, выеденного яйца. Работали же с генерирующими источниками без лицензий десять лет, и ничего, никому это не мешало. Между тем, как не без основания считает автор обращения в Генпрокуратуру, сложившаяся практика может иметь далеко идущие правовые последствия.
В последние годы мы пережили целую серию крупных техногенных катастроф, унесших не один десяток человеческих жизней. Рушатся не только постройки времен советской власти, но и здания, возведенные недавно. Прочность сварных металлоконструкций в таких сооружениях проверяется дефектоскопами, которые также относятся к радиационным источникам. Практически все они используются незаконно, поскольку строительные фирмы не утруждают себя получением лицензий. На основании проверок составляются заключения о качестве. Но с точки зрения российского законодательства такие заключения - сплошь незаконные. Не дай бог, чтобы какой-нибудь сварной шов в здании не выдержал нагрузки и привел бы к очередной трагедии. А вот если такое заключение всплывет во время следствия или в суде, то лишь на основании отсутствия лицензии на использование аппарата документ автоматически будет признан незаконным со всеми вытекающими отсюда последствиями.
О такой "мелочи", как незаконная предпринимательская деятельность с использованием этих аппаратов, мы уже и не говорим.
Дело дошло до того, что в Ивановской области местные кулибины собрали из подручных средств флюорограф, который теперь успешно работает в областном диагностическом центре. Никому даже в голову не пришло, насколько опасным может быть использование самодельного рентгена. Лицензия - это не просто бумажка. Проверяется на безопасность не только сама излучающая аппаратура, но и специалисты, которые будут с ней работать. В противном случае в каждой районной больнице или аэропорту мы рискуем получить свой маленький Чернобыль.
Отсутствием контроля пользуются не только доморощенные коммерсанты, но и иностранные компании, работающие с радиационной аппаратурой в России.
В результате сложилась патовая ситуация. Из нее может быть два выхода. Первый - провести масштабную проверку по всей стране и обязать всех без исключения получить лицензии. Другой вариант - внести изменения или дополнения в Закон "Об использовании атомной энергии".