Эксперименты в этой области Васильев стал проделывать еще в начале 90-х годов. Тогда, собственно, и был придуман план соединения пушкинского "Каменного гостя" с оперой Даргомыжского. В 1996 году родился спектакль "Дон Жуан, или "Каменный гость" и другие стихи", в котором актриса Людмила Дребнева пела романсы де Фальи. В эти же годы в "Школе" появился вокальный класс под руководством Владимира Нащокина. По словам Васильева, "действие в вокальном слове - очень сложная проблема, которая нуждается в исследовании". Подобными исследованиями в конце жизни занимался и Константин Сергеевич Станиславский, создав для них специальную Оперную студию.
В новом спектакле-опере кроме музыки Даргомыжского также будут использованы романсы де Фальи и Сарасате и балетный дивертисмент в постановке Константина Мишина.
Еще один необычный проект "Школы драматического искусства" увидит свет в конце апреля. Это новый спектакль художника и режиссера Дмитрия Крымова, ставшего органической частью васильевского театра, который назван "Торги" и построен из цитат четырех больших чеховских пьес - "Чайки", "Дяди Вани", "Трех сестер" и "Вишневого сада". "Мне показалось, что все персонажи чеховских пьес разделены на типажи и в этом смысле похожи на маски комедии дель арте", - сказал Крымов, предуведомляя свою работу, в которой заняты студенты курса Валерия Гаркалина, а сцену оформили крымовские студенты-художники.
Обе премьеры пройдут в здании на Поварской, которое официально изъято у Васильева и передано в ведение Комитета по культуре города Москвы.
В середине мая "Школа" отправится в большое европейское турне. Сначала в парижском "Одеоне" - Театре Европы, затем в рамках Голландского фестиваля в Амстердаме. Там Васильев покажет специально восстановленный для этого спектакль "Моцарт и Сальери", а затем в Дельфах в рамках Всемирной театральной олимпиады "Школа" представит свой греческий проект - "Илиаду", который рождался именно там десять лет назад.
И, наконец, в рамках юбилейного 60-го фестиваля в Авиньоне Васильев и его театр покажут две работы: кроме "Моцарта и Сальери" будет сыграна "Илиада" на одной из самых престижных авиньонских площадках - в карьере, который впервые использовал Питер Брук для своей знаменитой "Махабхараты". Там и встретятся эти два мастера, объединенные страстью к исследованиям.
А в мае и июне будущего года в здании на Сретенке пройдет фестиваль Союза театров Европы, членом которого является "Школа драматического искусства". Около десяти театральных коллективов из разных европейских стран покажут здесь свои новые работы, специально созданные для этого уникального пространства. Это по сути станет прологом к февральскому юбилею театра в 2007 году.