23.03.2006 04:00
    Поделиться

    Василий Долголев: Союзные приоритеты диктует жизнь

    В. Долголев.- Василий Борисович, 2 апреля союзным отношениям Беларуси и России исполнится 10 лет. Насколько оправдали ожидания наших народов итоги интеграции?

    - Отвечу словами Президента Беларуси, Председателя Высшего Государственного Совета Союзного государства Александра Лукашенко: "10 лет назад Беларусь и Россия сделали правильный выбор в пользу единения. Сейчас очевидно: альтернативы нашему единству просто нет. Только вместе мы можем дать грядущим поколениям белорусов и россиян уверенность в завтрашнем дне". Эти слова - справедливая и очень точная оценка кропотливой и напряженной работы по углублению белорусско-российской интеграции. Сегодня Союзное государство - единое экономическое, таможенное пространство и правовое поле, общая государственная граница. В основе нашей интеграции - экономические и социальные интересы братских народов, диктующие необходимость все более активного экономического сотрудничества. Его результаты очевидны: если в середине 90-х годов российско-белорусский товарооборот составлял менее 5 млрд. долларов США, то сегодня он достигает почти 18 млрд. долларов США. Примеров подобных отношений между государствами, когда за столь короткий срок так возросли бы экономические связи, в мировой практике просто нет.

    В Договоре о создании Союзного государства четко сказано: важнейшими стратегическими задачами при соблюдении интересов двух сторон являются экономическая интеграция, обеспечение эффективного использования ресурсного и производственного потенциала обеих стран и повышение на этой основе экономического роста и уровня жизни населения. Наши люди как в России, так и в Беларуси оценивают эффективность союзного строительства по главному показателю - насколько улучшается их повседневная жизнь. Для Беларуси годы союзного строительства оказались не только временем стабильного экономического роста, но и периодом реального улучшения жизни ее граждан. Согласно данным доклада ПРООН о человеческом развитии за 2005 год, по индексу развития человеческого потенциала, характеризующего комплексно уровень социально-экономического развития, Беларусь заняла 67-е место среди 177 стран и вошла в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала.

    - Насколько эффективно работают сегодня союзные программы? И в чем, на ваш взгляд, потенциальные возможности экономического сотрудничества?

    - Главное, ради чего сегодня работают масштабные союзные программы, - это экономический рост и повышение уровня жизни граждан Союзного государства. Исторически хозяйственные комплексы Беларуси и России давно и тесно связаны, взаимозависимы. Во многих отраслях созданные в советский период предприятия изначально представляли звенья единой технологической цепочки. В этом - наше преимущество. Что касается экономики, то, приступив десятилетие назад к экономической интеграции, мы в первую очередь начали возрождать единую народнохозяйственную структуру, восстанавливать прежние и завязывать новые связи между предприятиями и отраслями.

    Не первый год реально работают, принося все больший экономический эффект, целый ряд союзных программ. В их числе такие, как "Развитие дизельного машиностроения на период до 2008 года", "Развитие и внедрение в государствах-участниках Союзного государства наукоемких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем", "Создание и организация серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон на 2002-2006 годы", "Создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных", а также много других программ и подпрограмм.

    Потенциал нашего экономического сотрудничества далеко не исчерпан. Востребованность белорусской продукции на российском рынке - важнейшая составная экономического роста Беларуси. Поэтому мы стремимся, расширяя круг российских торговых партнеров, максимально удовлетворять их запросы. Тем более что между нашими странами устранены таможенные барьеры, и это создает дополнительные благоприятные условия для субъектов хозяйствования.

    Сегодня Россия однозначный лидер по объемам инвестиций в Беларусь - 253,5 млн. долларов США в январе - сентябре 2005 года (120,4 процента к аналогичному периоду 2004 года). В Беларуси создано уже более 730 организаций с российским капиталом. Между тем в процессе нашей экономической интеграции есть немало проблем, которые необходимо решать. Прежде всего, это различия в масштабах экономических и ресурсных потенциалов, структуры и специализации национальных экономик, в методах, формах и темпах проведения рыночных реформ. К сожалению, не полностью пока реализованы договоренности о создании равных условий хозяйствования для наших предприятий. Все это отодвигает введение единой денежной единицы Союзного государства, которое должно стать завершающим этапом в обширном перечне мероприятий по экономической интеграции двух стран.

    - Единая валюта - один из остро дискутируемых вопросов союзного строительства. Что уже сделано и что предстоит сделать, чтобы практически решить этот вопрос?

    - Межгосударственное соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра от 30 ноября 2000 года предусматривало, что с 1 января 2005 года единой денежной единицей Союзного государства станет российский рубль. С 1 января 2008 года намечено ввести единую денежную единицу Союзного государства одновременно с формированием его единого эмиссионного центра. Для реализации соглашения был принят план совместных действий правительства, Национального банка Республики Беларусь, Правительства и Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на 2001 - 2005 годы. Предусматривалось более ста мероприятий в макроэкономической, налогово-бюджетной, структурной, внешнеэкономической областях, денежно-кредитной политике, направленных на создание единого экономического пространства Беларуси и России, выравнивание экономических условий для субъектов хозяйствования двух стран. Совместная работа наших правительств и центральных банков позволила выйти на единый курс белорусского рубля, добиться его конвертируемости по текущим операциям платежного баланса, значительно сблизить важнейшие показатели кредитно-денежной политики - темпы инфляции и девальвации национальных валют, процентные ставки, другие показатели. Подготовлен и парафирован проект соглашения об использовании российского рубля в качестве единого платежного средства на территории Республики Беларусь, согласован также ряд межбанковских договоренностей, регулирующих организационно-технические вопросы введения в обращение в Беларуси рубля Российской Федерации.

    Тем не менее, до сих пор не реализованы отдельные важнейшие мероприятия плана совместных действий по унификации налогово-бюджетной политики и структурных преобразований, что не позволяет пока создать равные условия для субъектов хозяйствования. Не согласованы предложения по единому эмиссионному центру Союзного государства, и, что особенно важно, не завершена работа по подготовке Конституционного Акта Союзного государства, где должны быть четко обозначены статус, задачи и функции этого центра. Безусловно, нужно идти дальше, делать совместные шаги в ценовой, налогово-бюджетной, таможенной политике, чтобы переход на единую валюту отвечал интересам обеих сторон. Здесь необходима строгая последовательность действий: сначала тщательная, всесторонняя подготовка экономик, и только потом введение единой валюты как закономерное завершение, окончательное оформление экономической интеграции наших государств.

    - Василий Борисович, по поводу возможного вступления России в ВТО: если это произойдет, будут ли соблюдаться действующие между Россией и Беларусью договоренности, и, прежде всего, Договор о создании Союзного государства?

    - После присоединения одной из стран к ВТО наши договоренности будут в полной мере исполняться. Соответствующие гарантии содержатся в совместном заявлении президентов Беларуси и России о взаимопонимании по вопросам вступления во Всемирную торговую организацию, принятом по итогам заседания ВГС в Санкт-Петербурге. Гарантируется неухудшение условий торговли в отношении субъектов хозяйствования Беларуси и России после вступления одной или обеих стран в ВТО, отказ от требований друг к другу в переговорном процессе по вступлению в ВТО. Мы договорились и о том, что будем принимать меры по установлению во взаимной торговле друг с другом такого режима, который был бы не менее благоприятен, чем тот, который каждая из наших стран предоставляет третьим государствам.

    - Все 10 лет строительства Союзного государства пристальное внимание уделялось социальным вопросам. Жизнь показала, что расстановка приоритетов оказалась точной...

    - Согласованная и взвешенная социальная политика, направленная на обеспечение достойных условий жизни и свободное развитие человека, - главная цель Союзного государства. За прошедшее десятилетие разработаны проекты основ законодательства о труде Союзного государства, унифицированных законов "Об охране труда", "О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О занятости населения". В социально-трудовой сфере на сегодня подготовлено более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов, многие из которых уже приняты.

    Судьбоносным для наших народов можно назвать заседание в Санкт-Петербурге Высшего Государственного Совета Союзного государства, которое завершилось принятием важнейших решений, обеспечивающих равенство прав наших граждан.

    На заседании ВГС Александр Лукашенко подчеркнул: "Вывод один: с принятием этих документов мы окончательно определились - белорусы и россияне не являются иностранцами в наших государствах. Это дорогого стоит". К вопросам обеспечения равных прав для граждан Беларуси и России стороны подошли еще 7 лет назад, и с того времени велась кропотливая работа. "Она завершилась подписанием документов. Союз Беларуси и России - это реальность, и мы уверены: это надолго и бесповоротно. Мы полны решимости добавить в интеграции двух государств. Убежден, что в 2006 году сделаем немало", - сказал А. Лукашенко.

    - Союзный бюджет на 2006 год - 3,1 млрд. российских рублей. Сумма, конечно, солидная. Но союзная экономика требует гораздо больших инвестиций, возможно, с привлечением иностранных капиталов. Как решить эту задачу?

    - Проблема привлечения иностранных инвестиций для Беларуси, также как и для России, сегодня не стоит настолько остро. Желающих вложить средства, скажем, в прогнозируемую и стабильную белорусскую экономику хватает. Но возникает вопрос: что можно назвать инвестицией? Мы никогда не были против честных, прозрачных инвестиций в производство, в сферу услуг, в наши инновационные разработки, когда приносящий в республику деньги инвестор получает свою прибыль за счет реальной работы своего проекта, а не за счет широкомасштабной приватизации государственной собственности.

    Если мы мыслим не одним днем, а на перспективу, то нам нужны не субсидии, а реально работающие союзные программы. Наши союзные экономические программы подобны катализатору при химическом процессе, когда малое по сравнению с инертной массой количество другого вещества вызывает бурную реакцию. Здесь миллионы рублей финансирования из союзного бюджета не просто оборачиваются в итоге миллиардами чистой экономической выгоды - они оказываются тем толчком, который придает ускорение на будущее, ложится в основу активного, поступательного экономического движения.

    Таких проектов, перспективных направлений и разработок сегодня десятки и сотни. В наших экономиках есть масса нереализованных возможностей, огромный количественный и качественный потенциал для расширения сотрудничества, чтобы наши предприятия и целые отрасли работали эффективнее. Чтобы не отдавать наши рынки зарубежным конкурентам, а производить свою, качественную продукцию, сохранять и создавать новые рабочие места, пополнять свой, а не чужой бюджет. Потому, говоря о средствах, выделяемых на союзные экономические программы, следует понимать, что это деньги, которые не растрачиваются на сиюминутные нужды, а закладываются в качестве основы для длительных, высокоэффективных процессов. С 1998 года бюджет Союзного государства увеличился в пять раз, из него профинансировано более 30 союзных программ. Тенденция эта сохраняется и в нынешнем году: по сравнению с прошлым годом взносы сторон выросли более чем на 10 процентов.

    МИНСК - МОСКВА

    Поделиться