А накануне капитану другого траулера - "Электрон" - Валерию Яранцеву, который минувшей осенью стал "героем" международного инцидента в водах Баренцева моря, было предъявлено обвинение сразу по двум статьям Уголовного кодекса - "О незаконной добыче рыбы с использованием служебного положения" и "О незаконном лишении свободы человека, не связанном с его похищением".
В беседе с корреспондентом "РГ" источник в Росрыболовстве пояснил, что за незаконную добычу рыбы Яранцев, в случае доказательства его вины, по усмотрению суда может заплатить штраф размером от 100 тысяч до полумиллиона рублей или получить 2 года тюрьмы с лишением права впредь занимать аналогичную должность. По второй статье предусматривается также наказание до двух лет лишения свободы. Как заявили в Генпрокуратуре, завершить расследование дела планируется уже к концу апреля.
Напомним, что траулер "Электрон" норвежская береговая охрана задержала 15 октября прошлого года в так называемой рыбоохранной зоне у берегов Шпицбергена. Однако после того как на его борт поднялись норвежские инспекторы и начали проверку, капитан "сорвал" корабль с якоря и с иностранцами на борту направился в сторону российских территориальных вод. Уголовное дело по факту нарушения правил рыболовства было возбуждено мурманской прокуратурой практически сразу после возвращения "Электрона" на родину, в конце октября 2005 года. При этом улики (фотографии и протоколы обыска на "Электроне") норвежские полицейские передали российским коллегам, утверждая, что "преступные" снасти рыбаки утопили в море во время погони.
Сам капитан Яранцев надеется доказать свою невиновность в суде. Потому что только суд может принять во внимание оправдывающие поступок обстоятельства, которых у Валерия Яранцева предостаточно. Основная его вина в том, что он работал на компанию - владельца траулера. Ведь Яранцев не просто плавал в открытом море за рыбой. Он общался по рации со своими работодателями. И его решение - уйти от береговой охраны - не было последним. Интересно, что фирма, на которую работает капитан Яранцев, отделалась легким испугом. Федеральное агентство по рыболовству минсельхоза собиралось лишить фирму квот на вылов рыбы, но до сих пор никаких санкций к предпринимателям не применило.
Второй вопрос - политический. Уже несколько лет министерство иностранных дел и минсельхоз пытаются урегулировать спорную ситуацию, связанную с условиями вылова рыбы у норвежского побережья. Переговоры, правда, идут, но МИД пока не оглашает результаты достаточно частных встреч с иностранными делегациями. Ситуация же у Шпицбергена не меняется.