24.03.2006 02:40
    Поделиться

    Общественная палата открыла двери своей приемной

    Александра Очирова рассуждает о первых результатах работы приемной Общественной палаты

    Александра Очирова. Фото: Сергей Куксин.Российская газета: Как прошла первая встреча?

    Александра Очирова: Все прошло на очень высоком уровне взаимопонимания, думаю. Гражданскому обществу фактически до сих пор очень не хватает площадки, на которой можно было бы озвучить проблемы с тем, чтобы они могли быть проанализированы и решены. Но, видимо, фундаментом для такой площадки может стать приемная Общественной палаты. Для меня эта общественная приемная - одна из важнейших технологий работы. Комиссии по социальным вопросам, которую я возглавляю, фактически известны проблемы в общем виде, и их, казалось бы, просто нужно решать. Я получила очень важную форму обратной связи - именно ту, о которой говорили очень много, когда планировали создание Общественной палаты. К сожалению, до сих пор людям очень трудно представить, что возможно такое общение: у большинства людей любые отношения с официальными структурами привычно ассоциируются с чиновничьим подходом. Еще перед встречей я просмотрела огромное количество писем, которые идут в Общественную палату, и по ним уже отчасти можно составить впечатление о самых разных проблемах, актуальных для нашего общества.

    РГ: Вы можете вспомнить что-то из ряда вон выходящее, о чем пишут в Общественную палату?

    Очирова: Пока я не видела таких писем. Но важно не это. Важно то, что в итоге большинство встреч и контактов принесло пользу мне, потому что при осмыслении проблем, которыми я занимаюсь, имеют значение не только законы контроля, но и технологии решения этих вопросов, которые уже сформированы самим обществом. И на встречу пришли именно те люди, которые годами занимались решением сложнейших вопросов, можно сказать, "тестировали" законодательство на жизнеспособность, и трудовое законодательство в том числе. Очень наглядно показала эта встреча парадоксальную ситуацию в нашем обществе: у нас бедные обслуживают бедных. Мы много рассуждаем о том, как нам нужно бороться с бедностью, но нам и в голову не приходит посмотреть на то, какую зарплату получают те, кто по долгу службы работает с бедными. Их зарплата минимальна, и они сами нуждаются в помощи и поддержке. Социальные работники остались за рамками национальных проектов.

    РГ: Для вас цифры их зарплаты стали открытием?

    Очирова: До сих пор мне не приходилось заниматься аналитикой того, кто сколько получает, я ведь не министр по социальным вопросам. Я знаю, что люди получают и меньше, но социальные службы - это квалифицированная помощь, которая должна быть оценена намного выше. Двух человек из тех, кто к нам пришел, я пригласила на заседание комиссии по бедности, которое пройдет 17 апреля. Я их пригласила, потому что они мыслят профессионально. Это та образованная часть гражданского общества, которая должна стать его основой, эти люди - опережающее сознание общества. Для того чтобы это сознание было использовано эффективно, мне кажется, исполнительная власть должна осуществлять мониторинг населения и готовить почву для введения социальных стандартов. Иначе мы никогда не добьемся приемлемого уровня жизни для наших граждан. Социальные стандарты - это не просто форма отчетности, но и способ построения национальной социальной политики. Для этого нужна федеральная политика, но начинать их прорабатывать можно и на региональном уровне.

    РГ: Социальные стандарты - это время обслуживания в очереди в собес или показатели потребительской корзины?

    Очирова: Таких показателей может быть очень много, но на самом деле стандарты у нас пока не разработаны, хотя еще около десяти лет назад вышел указ об их разработке. Это то, что нашему обществу нужно сделать обязательно. Это - определенный минимальный уровень жизни, то, что предоставляется гражданам безвозмездно, безвозвратно. Социальные стандарты должны рассчитываться в бюджетах разных уровней. В них должны входить минимальный размер оплаты труда, который рассчитывается из стандартов жизни, прожиточный минимум, наличие инфраструктуры для обеспечения жизни, обеспеченность жильем...

    РГ: Фактически в этом мы должны стремиться к социалистической модели?

    Очирова: Понимаете, в социальной сфере либеральная модель не была принята ни в одной стране. Государство должно давать людям социальные гарантии в виде социальных стандартов. И нормы должны быть опережающими. Я знаю, что сейчас местами на региональном уровне их разрабатывают, но их введение необходимо для всей страны. Это то, что нужно было сделать вчера. Это то, что нужно было сделать до введения некоторых реформ. Если законодательство и социальная сфера представляют собой сферу риска, это очень странно. Реформы не могут проходить вопреки общественному мнению. Социальная сфера - это та сфера, где мнение людей является определяющим. Мне странно, что у нас до сих пор нет официально оформленной социальной стратегии развития России. Эффективное управление определяется доминированием глобальной цели. Если цель не определена, о каком управлении может идти речь? Поэтому у нас нет единой системы в законодательстве.

    Поделиться