Произошло то, чего больше всего опасались власти: к протестующим против закона о "первом найме" студентам присоединилась молодежь из так называемых "трудных кварталов". Та самая, которая бунтовала осенью прошлого года.
Мирные поначалу манифестации приобрели в эти дни все более ярко выраженный насильственный характер. Особенно бурными они были в Париже и Марселе. В самом центре французской столицы возле величественного Дома инвалидов манифестанты перевернули и подожгли несколько машин, разгромили автобусные остановки и телефонные будки, разбили стекла в кафе и магазинах. Парни с шарфами на лицах были вооружены битами. Стражи порядка пытались сдержать толпу с помощью резиновых дубинок и применяли слезоточивый газ.
Полиция говорит о повсеместном "усилении напряженности". В министерстве внутренних дел Франции не скрывают озабоченности размахом манифестаций. Зачастую отряды жандармов — этого французского варианта полицейского спецназа — оказываются в кольце враждебно настроенных демонстрантов и им приходится занимать круговую оборону. Столкновения уже перекинулись на парижские пригороды Сен-Дени, Курнев и Бобиньи.
В рядах манифестантов все чаще появляются лидеры оппозиционных партий. Вслед за руководством социалистов в парижских митингах приняли участие делегаты съезда Компартии Франции, приехавшие в столицу со всех концов страны. "Движение молодых социалистов» обратилось с призывом к представителям местных властей создать единый фронт «гражданского сопротивления": cегодня в подавляющем большинстве областей и департаментов Франции у власти находятся представители левых партий и организаций.
Оказавшись прижатым к стенке, глава правительства пошел на попятную и наконец согласился сесть за стол переговоров с представителями профсоюзов и студенческих ассоциаций. Здесь уверяют, что к этому его подтолкнули президент Франции Жак Ширак и глава правящей партии министр внутренних дел Николя Саркози. Эта встреча состоялась в пятницу вечером.
Однако многие полагают, что де Вильпену следовало сесть за стол переговоров с представителями бунтующей молодежи намного раньше. А не выжидать два месяца, когда демонстрации приняли массовый характер и сопровождаются актами насилия.
"Де Вильпен — не общественный политик,— считает дипломат, работавший с ним во французском посольстве в Индии, — он никогда не избирался в представительные органы государственной власти даже на муниципальном уровне. Свою политическую карьеру премьер сделал в президентской администрации в Елисейском дворце. Ему явно не хватает политического чутья». Этим, кстати, умело воспользовался главный соперник главы правительства на предстоящих во Франции в 2007 году президентских выборах Николя Саркози. В отличие от де Вильпена он не допускает резких высказываний в адрес участников антиправительственных демонстраций и предлагает уладить спор миром. А близкие к нему депутаты правящей партии "Союз за народное большинство" уже не стесняясь критикуют премьера. "Я ничего не понимаю в стратегии премьера, — объяснил журналистам член парламента Алэн Жес, — во вторник вечером он нас позвал для того, чтобы сообщить: вести диалог по поводу закона о »первом найме" бесполезно. А на следующий день пригласил профсоюзы на переговоры без предварительных условий.