Как превратись сырьевую Россию в инновационную, а идеи - в товар? Иногда кажется, что это понимают все. Как в футболе. Рецепт прост: прекрасных идей у наших ученых более чем достаточно, и от государства требуется лишь выделить деньги на их реализацию. Такая мысль, правда, завуалированно и осторожно звучала в некоторых выступлениях участников совещания, а в кулуарах об этом говорили откровенно.
Однако и руководитель Роснауки Сергей Мазуренко, и директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики минобрнауки Александр Хлунов подчеркнули: деньги - лишь малая часть айсберга. И не самая главная. Национальная инновационная система - а именно ее предстоит создать в России - очень сложный и тонкий механизм, где сбой в одном звене приводит к остановке всей машины. Не случайно главным достижением США в XX веке эксперты назвали создание именно такой системы, оставив позади даже полет на Луну.
Конечно, уже сегодня, вкладывая серьезные суммы, можно создавать в регионах России различные элементы инновационной системы - технопарки, центры трансфера технологий, технологические центры, кластеры и т.д. И в определенной степени это делается. Сейчас уже существует около 200 подобных объектов. Но большинство пока не достигли заметных результатов. И тому есть причина.
- Уже ясно, что существуют фактически два ключевых вопроса, не решив которые мы можем потратить деньги впустую, по сути, строить потемкинские деревни, - сказал Александр Хлунов. - Прежде всего речь о том, что у нас мало эффективных крупных, миллиардных инновационных проектов, которые мы могли бы предложить инвестиционным фондам. И сейчас министерство занимается поиском и поддержкой таких проектов. И вторая проблема - отсутствие спроса на инновации со стороны российского бизнеса. Поэтому, по словам Хлунова, надо прежде всего поддерживать не инновации, а спрос на них. И такие сигналы министерство уже дает бизнесу. В частности, в новых программах предполагается, что и прикладные исследования, и разработка приоритетных технологий, и их коммерциализация будут вестись в соответствии с пожеланиями и заказами бизнеса. А чтобы его заманить в наукоемкие проекты, государство готово участвовать в них на паях с предпринимателями, внося на первых порах до половины требуемых сумм.
Но для инноваций есть и другие пути. В ситуации, когда у науки дефицит крупных проектов, надо дать "зеленую улицу" малому и среднему бизнесу в научно-технической сфере. Это особенно заинтересует молодых ученых и специалистов, которые готовы работать по-новому и даже рисковать. Наверняка такая перспектива заинтересует также и многих бывших инженеров и ученых, кто был вынужден бросить свою профессию и, чтобы выжить, стал заниматься торговлей.
Если эти и многие другие меры, в частности, налоговые льготы для тех, кто занимается инновациями, будут приняты на федеральном и региональном уровнях, то есть шанс, что Россия все же наконец сменит свой сырьевой имидж на инновационный.