Городу режут вены

Между тем, во многих странах Европы и в Америке наоборот восстанавливают трамвайное движение там, где оно было ликвидировано в 1950-1960-е годы. Калгари, Мадрид, Барселона, Люксембург, Страсбург, Париж, Лондон, Портленд, Сакраменто - вот лишь некоторые из далеко не самых малоизвестных городов, в которых либо уже восстановлено движение трамваев, либо вскоре будет восстановлено. Что уж говорить, если президент США Джордж Буш лично уделяет огромное внимание трамваю в Лос-Анжелесе, городе, в котором этот вид транспорта был полностью уничтожен, а развитие легкорельсового транспорта в США в целом является приоритетной федеральной программой.

Увы, в Петербурге об этом приходится говорить. И даже не говорить - кричать, ибо то, что сделано за последние десять лет и то, что предполагается сейчас - это фактическое убиение системы самого пассажироемкого и экологически чистого наземного общественного транспорта. За эти годы снято 78,8 километров одиночного пути, а трамвайный парк сократился с 2100 вагонов более чем в два раза.

И это не все. Недаром говорится: "аппетит приходит во время еды". Чиновники, отвечающие за благоустройство наших улиц и за работу общественного транспорта, готовят все новые и новые адреса для демонтажа рельсов. В списке попали не только центральные улицы, но даже Пискаревский проспект. А кроме него - Вознесенский и Измайловский проспекты, набережная Обводного канала, улицы Ленсовета и Авиационная, Московский проспект.

Последний адрес вовсе поразителен. По Московскому трамвай идет по выделенной линии, то есть, никоим образом не мешает движению автомобилей и не оказывает влияние на состояние дорожного полотна для нерельсового транспорта.

Объяснение чиновничьего желания простое: перед саммитом на Московском проспекте надо навести порядок во всем. Ну а заодно, для порядка, убрать трамвайные рельсы на правительственной трассе. Чтобы не мешали эскорту шикарных машин, везущих глав государств.

А они вовсе и не мешают. Стоит напомнить забывчивым чиновникам, что на перекрестке Обводного канала и Московского проспекта был произведен дорогостоящий ремонт по самым современным технологиям, с запланированным сроком службы 40 лет. Так же, как и на двух других перекрестках - Садовой улицы с Вознесенским проспектом и Измайловского - с Троицким проспектом и 1-й Красноармейской улицей. На значительном протяжении трамвайных трасс, намеченных к ликвидации, включая не упомянутые выше участки от моста Лейтенанта Шмидта до Садовой улицы и улицу Некрасова, на которой движение уже прекращено, под всеми путями или их частью уложена бетонная подушка. Иными словами, пути находятся в полном порядке. Ремонт их делался совсем недавно. Это - к вопросу о хозяйственности. Вернее - бесхозяйственности, поскольку в случае ликвидации того, что было сделано на года и на совесть, налицо - пустая трата огромных денег. Бюджетных денег, денег, взятых из кармана налогоплательщиков, подавляющее большинство которых протестует против ликвидации старейшего и самого популярного после метро вида транспорта. Отчего к мнению горожан не прислушиваются?

Снимая пути на отдельных, иногда незначительных участках, как предполагаемый к снятию буквально на днях участок между Обводным каналом и 1-м трампарком, чиновники разрушают систему, сложившуюся за много лет. По сути, они лишают трамвай возможности маневрировать. Без возможности маневра, собственно, не может существовать никакой городской транспорт, но трамвай - особенно. Если принять во внимание, что инициатором ликвидации трамвайных путей руководит глава комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимир Антонов - выпускник института железнодорожного транспорта - можно понять, что этот человек не может не знать цены вопроса. А цена эта - само существование трамвая в городе. Единственного вида транспорта, который, в состоянии, при грамотном менеджменте, обеспечить перевозки потоков пассажиров, сравнимых с метро - но при значительно меньших затратах.

Отрезая участок пути на Московском, чиновники оставляют трампарк с выездом в одну сторону. В случай какой-либо нештатной ситуации, скажем, на Благодатной улице, не только многим трамваям будет не попасть в парк, но и весь Фрунзенский район, - а это население Великого Новгорода и Пскова вместе взятых, - останется без трамвая, который остается для этого района главным видом общественного транспорта.

В декабре 2003 года Валентина Матвиенко, только недавно избранная на пост губернатора, совершала объезд по Васильевскому острову. Узнав о проблемах с транспортом, о ликвидированных путях на острове Декабристов, на набережной Лейтенанта Шмидта, на 8-9 линиях, в том числе самой сложной стрелки, занесенной в книгу рекордов Гиннесса, она обронила: "Трамвай всякий обидеть может".

Тогда горожане поверили, что губернатор не даст в обиду любимый петербуржцами транспорт. Неужели эта вера в губернатора, во власть, думающую о народе, будет подорвана?

Не хотелось бы. Да и удивлять представителей цивилизованных и высоко развитых экономически стран своей отсталостью в видении решения транспорных, экономических и экологических проблем на примере ликвидации трамвая Петербургу, как самому европейскому городу России, не пристало.