Чем дольше партия находится в оппозиции, тем больше искусства она проявляет, определяясь с методами борьбы за выживание. Судя по прошедшему пленуму ЦК, в КПРФ отточили свои политтехнологии настолько, что сделали полный круг и вернулись к давно испытанным приемам - самоанализу и самокритике. Основной доклад делал первый зампред Иван Мельников, хотя тема выступления далеко ушла от обсуждения только акции Народного референдума, оратор коснулся и работы с протестным движением, и агитации, и даже специфики партийного курса. "После того, как мы утратили возможность влиять на политику через законодательство, - честно начал Мельников, - мы долго нащупывали путь, который позволяет выбраться из оврага-2003". Но этим признанием оратор не закончил процесс самокритики: "Говорить же, что мы - партия народа, при той апатии, которая наблюдалась в обществе, было все же натяжкой, речь идет о том, что за последнее время мы сделали существенный рывок в этом направлении и, как следствие, заняли устойчивую позицию в политической реальности".
Собственно, кроме "единороссов", коммунисты теперь других реальных партий не видят. Правда, политическая ниша оппозиции подталкивает их к поиску нестандартных решений. Именно такой акцией стал Народный референдум, готовить который начали еще в 2002 году, а завершили только осенью прошлого года. Поскольку убедить ЦИК и судебные инстанции в необходимости провести плебисцит официально коммунисты не смогли, они провели своего рода опрос по 17 вопросам на базе своих региональных парторганизаций. Вопросы эти в значительной степени повторяли ключевые положения коммунистов (например, национализация предприятий ТЭКа или возврат всех природных ресурсов в госсобственность). Кстати, наиболее отличившихся во время этой акции товарищей Иван Мельников предложил сплотить вокруг так называемой "Народной палаты" - оппозиционной альтернативы Общественной палате. А результаты, считает Мельников, "использовать как топливо для нашей протестной и агитационной работы, наша цель - любыми способами интегрировать результат уличной политики в реальную политику".
Помимо этой акции, КПРФ записала себе в актив и акции против реформы льготных выплат, хотя начинались эти выступления год назад без всяких партийных лозунгов просто из-за нерасторопности местных властей в отдельных регионах. Зато довольно заметного успеха коммунисты смогли добиться в ходе акции против повышения тарифов ЖКХ, которую они проводили в этом году по новой схеме: один день, 4 марта, выделен для общероссийских выступлений, на местах же регионалы сами решают, когда в течение трех месяцев они пикетируют и митингуют (некоторые активисты до пленума ухитрились провести по три уличные акции на эту тему). Кстати, повторить успех КПРФ планирует 8 апреля, устроив акцию на ту же тему. Еще одно мероприятие, намеченное на апрель, - это проведение конференции "Коммунисты и русский вопрос". Впрочем, кроме анализа конкретных мероприятий, руководство Компартии начало всерьез готовиться к написанию новых разделов программы. По мнению Мельникова, "мы должны подготовить идеологический продукт максимально прикладного характера, но что не менее важно - сегодня нужно обозначить черты того общества, того будущего, которое мы стратегически хотим построить".
Позже в прениях региональный актив тоже говорил о новых формах агитации и пропаганды. Но прежде всего они выслушали своего соратника - главного редактора "Советской России" Валентина Чикина, который рассказал, в частности, и о ситуации в газете после пожара в издательском комплексе "Пресса". Подсчитав потери, он выразил опасения о судьбе сгоревшего здания: "Там идет сейчас серьезная битва: есть те, кто готов снести все до основания и построить такой развлекательный комплекс, чтобы Москва вздрогнула". По словам Чикина, именно поэтому еще трое его коллег - главных редакторов (в том числе и из "Парламентской газеты") подписали письмо, в котором просят о встрече с премьер-министром Михаилом Фрадковым. Партийцы на описание бедствий откликнулись живо и постановили скинуться на новое оборудование всем региональным отделениям.
Отчитываясь в своих успехах и неудачах, коммунисты неожиданно перескочили к теме партийных финансов, приоткрыв поразительные данные о цене предвыборных кампаний в регионах. Так, по данным Владимира Новикова из Оренбургской области (он говорил об итогах выборов в Законодательное собрание 12 марта), "депутатский мандат нам обошелся в 22 тысячи рублей, если же считать на голоса, то мы затратили на одного избирателя 8 копеек".
Впрочем, в аппарате партии "РГ" пояснили, что это не рекорд, самая маленькая сумма была потрачена на предвыборную кампанию в парламент ХМАО: два мандата из 14 возможных обошлись коммунистам всего в 25 тысяч рублей.
Однако, помимо оптимизма, единый день голосования на выборах 12 марта немало обеспокоил руководство Компартии. "Самая большая опасность, - подводил итоги пленума Геннадий Зюганов, - это массовый поход на местные выборы криминала: бандиты накопили денег и пошли во власть". Он также дал ряд практических указаний своим сотоварищам: например, создать в каждом регионе штаб протестных действий, выстроить вертикаль сторонников партии (опираясь на тех, кто поставил подписи под референдумом) и изучить последнее выступление замглавы президентской администрации Владислава Суркова. Зюганов рассматривает эту речь, произнесенную на собрании актива "единороссов" в начале февраля, буквально как программное выступление ЕР. Впрочем, в успехе своей партии лидер КПРФ не сомневается. "Мы устоим при любых условиях", - заявил он журналистам.