26 марта, день парламентских выборов, стал для украинской политики переломным.
Как заявил президент Украины Виктор Ющенко, эта кампания оказалась для республики самой дорогой. Бюджету она обошлась в 200 миллионов долларов, партиям - примерно в три миллиарда.
"У меня победное настроение, потому что демократические выборы - это победа", - заявил глава государства, традиционно голосующий всей семьей с женой, пятью детьми и двумя внуками. Ющенко и его старшие дети оделись в оранжевое - память о победных президентских выборах, младшие и жена - в белое, эксклюзивное, от украинских дизайнеров. Президентская супруга, американка Катерина Чумаченко на этот раз поменяла норковую шубу до пола на короткую норково-кожаную куртку - явный признак демократизации правящей семьи.
Оппонент Ющенко на президентских выборах, глава оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович по привычке оделся в сине-белое - символ его президентской кампании 2004 года.
Все действия Януковича отражались на его сайте с устаревшим названием "Я-2004". Это дежавю дополнял пресс-центр Януковича, открытый, как и в 2004 году, в киевском кинотеатре "Звездный" и украшенный теми же флагами с надписями "Выбор-2004". Видимо, агитационные запасы, которые остались с прошлой президентской кампании, в Партии регионов решили использовать в ходе парламентских выборов, недвусмысленно напомнив властям: у Партии регионов сегодня реванш. Как говорят социологи, "региональщики" вполне могут взять на выборах около 40 процентов голосов.
Блоку Ющенко "Наша Украина" политологи обещают втрое меньше. Но и он, как и в 2004 году, открыл пресс-центр на Киевском Подоле. Здесь все украшено традиционно оранжевыми цветами. С самого утра около пресс-центра исполняли старые песни о главном те, кто поддержал Ющенко в 2004 году, - группы "ВВ" и "Гайдамаки". Как заметили "оранжевые" политики, "таким шаманством мы призываем к себе победу".
Сиреневый туман
Спикер Верховной рады и глава "Народного блока" Владимир Литвин проникся новой политической модой и надел сиреневый галстук - в цвет избирательного бюллетеня. Он заявил, что многие жители республики не смогли проголосовать из-за того, что Ющенко запретил избирательным комиссиям вносить правки в избирательные списки. А такие исправления, по мнению Литвина, были необходимы, поскольку в списках сплошь и рядом встречаются ошибки при переводе фамилий с русского на украинский. В Луганске такая путаница вызвала стихийные митинги протеста - люди собрались перед избирательными участками, обвинив новую власть в том, что она украла у них право голоса. Как сообщил "РГ" глава политсовета Партии регионов Николай Азаров, списки были намеренно переведены на "мову", чтобы лишить электоральную базу Януковича возможности проголосовать.
Ожидавшуюся высокую явку - более 80 процентов - эксперты прогнозировали в восточных и южных регионах, где лидером считают Януковича. Самую низкую предвидели на Западе и в Центре, где традиционно в прошлом выигрывали сторонники Ющенко. Ради взбадривания избирателей, разочарованных новой властью и не желающих идти на выборы, телевидение запустило рекламные ролики, на которых старшая дочь Ющенко Виталина, известные певцы и актеры призывали народ появиться на избирательных участках.
Перед началом голосования Ющенко сделал своим конкурентам небольшое послабление. Глава государства заявил, что правоохранительные органы не станут преследовать те партии, которые не успеют снять свою предвыборную агитацию до 26 марта. Этим воспользовался блок экс-премьера Юлии Тимошенко, не отмывший до выборов со стен домов свою эмблему - сердце, и экологические партии.
Мэрский день
Украинская парламентская кампания стала самой артистичной, журналистской, спортивной и бравурной. Партии сталкивались лбами, приглашая в свои избирательные списки тех, чьи имена известны народу и не замараны политической деятельностью. За боксера-чемпиона Виталия Кличко сражались блоки "Пора" и "Наша Украина". Выиграла "Пора", сделав Кличко первым номером своего списка и обещав ему пост мэра Киева. Кроме него столицей хотят управлять действующий мэр, кандидат в депутаты от "Нашей Украины" Александр Омельченко, киноактриса Ольга Сумская, заместитель главы Прогрессивной социалистической партии Александр Марченко, соратник Юлии Тимошенко, бывший наклейщик обоев и депутат Михаил Бродский. И еще 55 представителей малоизвестных партий от радикального Конгресса украинских националистов до Партии пенсионеров Украины.
Большинство названий партий, обозначенных в бюллетенях, совершенно незнакомы избирателям, получившим 26 марта на руки четыре бюллетеня: 78-сантиметровый парламентский и три свитка длиной по полметра для выборов в местные советы. В Украине многие с самого начала заявляли, что намерены голосовать только за тех кандидатов, кого они знают. Так что за привлечение в списки известных и почитаемых народом деятелей культуры с самого начала и развернулась основная межпартийная борьба. В итоге не исключено: новый парламент сможет сочинять неплохие стихи, слаженно петь и синхронно танцевать. А вот его способность предложить программу для выведения Украины из экономического кризиса выглядит весьма спорной.
Большинство украинских партий, вооруженных певцами и спортсменами, борются примерно за 38 процентов избирателей, заявивших социологам накануне выборов, что не знают, кого поддержать. В основном это бывшие соратники "оранжевых" Ющенко и Тимошенко, которые разочаровались в своих лидерах.
Когда верстался номер
По данным соцопросов, проведенных при выходе избирателей с участков, трехпроцентный барьер на выборах в Верховную раду Украины уверенно преодолели четыре партии, пять других партий были близки к прохождению этого рубежа. За Партию регионов проголосовали 34,3 процента опрошенных, за блок "Наша Украина" и блок Юлии Тимошенко - по 21,1 процента соотвественно, за Социалистическую партию Украины - 6,5 процента. 3,7 процента избирателей отдали голоса блоку Натальи Витренко "Народная оппозиция", 3 процента - Компартии Украины.
Фото с сайта www.vesti.ru