Михаил Фрадков сдерживает цены на бензин

Руководители компаний "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Славнефть", "Татнефть", "Руснефть", "Сибнефть", ТНК-ВР и "Башнефть" приняли участие в совещании у премьер-министра.

Не так часто глава кабинета министров встречается с нефтяниками, несмотря на то, что цены на бензин весь прошлый год росли с потрясающей скоростью вслед за нефтяными ценами на мировых рынках. Тогда договариваться с добытчиками "черного золота" выпало министру промышленности и энергетики Виктору Христенко. Нефтяники согласились заморозить цены на топливо, но сделали это после того, как стоимость бензина уже повысилась. Впрочем, похожая ситуация возникает практически каждый год.

Достаточно вспомнить, как после встречи президента Владимира Путина и главы "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова цены на бензин заморозили. Но при этом получилось так, что оптовые цены "ЛУКОЙЛа", которые не замораживались, оказались выше, чем розничные, что выбило с рынка независимые топливные компании. Здесь бы в самый раз поработать Федеральной антимонопольной службе. Ведь при таком подходе с рынка не только выдавливаются независимые игроки, но и повышается уровень его монополизации крупными нефтяными компаниями, убивается конкуренция, что дает предпосылки для дальнейшего безграничного роста цен.

Вообще же через десять лет правительство фактически повторяет то, что в свое время уже делал Александр Лившиц, когда разъезжал по крупным компаниям и в приказном порядке требовал от них повысить налоговые отчисления в бюджет под лозунгом "надо делиться". К рынку все происходящее, по мнению экспертов, не имеет никакого отношения. Но кабинет министров по-прежнему готов использовать административные рычаги, к чему, собственно, и призывали в последнее время министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф.

В Ханты-Мансийске Михаил Фрадков уже встречался с нефтяниками и, выслушав их претензии, обещал лично заниматься возникающими проблемами. Видимо, таким образом призывая их тоже "держать себя в руках".

Но кто же откажется от дополнительной прибыли: высокие экспортные пошлины нефтяники продолжают перекрывать за счет повышения цен на внутреннем рынке. С начала этого года средняя потребительская цена бензина увеличилась на 27 копеек (на 1,68%). По данным Росстата, в начале января этого года средняя цена составляла 16,02 рубля за литр, а на 5 марта - 16,29 рубля за литр. Это, конечно, не столь быстрый рост, но ощутим он не только для автолюбителей, но и для сельского хозяйства.

Поэтому вчера премьер призвал нефтяников принять меры, чтобы удержать цены на ГСМ в допустимых параметрах в период весенних сельхозработ.

"Мы хотели бы обсудить состояние дел на рынке нефтепродуктов, нас это не может не беспокоить с точки зрения повышения цены на них, - сказал Фрадков. - Сейчас эта тенденция несколько уменьшилась, но вопрос не снимается с повестки дня".

- Поэтому у одних будет желание цены поднять, у других, учитывая необходимость пересева из-за погибшей части урожая, желание как-то поприжать эти цены, - жестко сказал глава кабинета министров, явно дав понять, что правительство намерено держать ситуацию под контролем. Скорее всего в закрытой части совещания премьер еще раз напомнил нефтяникам о том, что в руках правительства пока находится хоть и единственный, но ощутимый рычаг влияния - взвинчивание экспортных пошлин.

"Я бы хотел попросить вас критически посмотреть на положение и принять меры, чтобы удержать цены в допустимых параметрах", - посоветовал нефтяным баронам Фрадков, объяснив, что это необходимо сделать, чтобы не вызвать осложнений в период весенних полевых работ и не повлиять негативно на ситуацию с инфляцией в стране. А уж контролировать исполнение премьерской просьбы есть кому: на совещании присутствовали Виктор Христенко, заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов и глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Позже на встрече правительства с президентом, где также обсуждались вопросы посевной, Виктор Христенко с полной уверенностью заявил, что на период посевной кампании ожидать скачка цен на горюче-смазочные материалы не приходится. К такому выводу кабинет министров пришел после утренней встречи с нефтяниками.

Что касается обеспечения ресурсами регионов, то и здесь сложностей возникнуть не должно, поскольку в зимний период нефтеперерабатывающий сектор работал без перебоев. А чтобы в будущем пореже возвращаться к этой теме, глава минпромэнерго намерен повсеместно внедрять систему взаимоотношений между предприятиями сельского хозяйства и поставщиками ГСМ, когда контракты на поставку топлива заключаются сразу на весь год. Подобный позитивный опыт уже используется в Волгоградской, Астраханской, Оренбургской и ряде других областей.

Отметим, что предваряло сегодняшнюю встречу прошедшее 25 марта совещание под председательством министра промышленности и энергетики Виктора Христенко "Об обеспечении нефтепродуктами сельхозпроизводителей и ценовой ситуации на рынке ГСМ" с участием руководителей нефтегазовых компаний. Как отметил заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев, накопленных резервов ГСМ достаточно для нужд внутреннего рынка: "Нефтяные компании в полной мере готовы обеспечить необходимые объемы нефтепродуктов для проведения в регионах России сельскохозяйственных работ в марте-мае текущего года. Мы можем сегодня ожидать стабилизации финансово-экономических факторов, влияющих на цены на ГСМ".

Досье "РГ"

С 1 апреля экспортная пошлина на нефть, с помощью которой у нефтяных компаний изымаются сверхдоходы, вырастет до рекордного уровня - 186,5 доллара за тонну вместо действующей в течение двух предыдущих месяцев ставки 160 долларов. Величина пошлины пересматривается каждые два месяца в зависимости от колебаний мировой конъюнктуры, устанавливается распоряжением правительства. Например, с 1 декабря 2004 года по 31 января 2005 года размер пошлины составлял 101 доллар за тонну, с 1 февраля по 31 марта - 83 доллара. А с 1декабря 2005 года по 31 января 2006 года - 179,6 доллара.