Профессия антикризисного управляющего относится к одной из самых высокооплачиваемых и ответственных. Ошибки таких специалистов, обычно наемных менеджеров, приводят к серьезным проблемам: падению объема продаж, скорости оборота капитала, а зачастую к разорению предприятия. Промахи аудиторов и оценщиков тоже могут нанести существенный материальный ущерб третьим лицам. И хотя существующее законодательство предусматривает страхование профессиональной ответственности этих специалистов, по мнению председателя Комитета ГД по собственности Виктора Плескачевского, на практике страхование не работает, поскольку в существующих законах о банкротстве, об аудиторской и об оценочной деятельности не прописаны его механизмы и правила.
"Основным риском по этим видам страхования является причинение имущественного вреда третьим лицам, - говорит заместитель генерального директора страховой компании "Стандарт-Резерв" Сергей Перелыгин. - Зачастую в договоре страхования существует ограничение, что обязанность возместить вред должна быть установлена решением суда. Это ограничение существенно сужает страховое покрытие, хотя и гарантирует правомочность страховой выплаты". Кроме того, обращение в суд, как считает Кирилл Малука, директор управления корпоративного страхования ответственности и финансовых рисков "Росгосстраха", замедляет рассмотрение страховых событий, что ущемляет интересы как потерпевших лиц, так и самих профессионалов. "Особенно эта проблема актуальна для арбитражных управляющих, так как наличие их ответственности зависит от сложной и неоднозначной процедуры банкротства", - говорит он.
Сегодня закон регламентирует только сумму, на которую должен страховать свою ответственность арбитражный управляющий - минимум 3 млн. руб. Минимальные страховые суммы для договоров страхования профессиональной ответственности аудиторов и оценщиков законодательно не установлены, как и страховые тарифы. В этих условиях, считает Дмитрий Чугунов, руководитель проекта Центра страхования ответственности РОСНО, рынок пошел по пути демпинга и снижения качества страхового покрытия. "Многие страховщики в погоне за премиями от антикризисных управляющих резко снижают тарифы и делают это зачастую в ущерб качеству и надежности полиса. Не последнюю роль здесь играют и сами управляющие. Обращая внимание только на низкую стоимость полиса и сознательно игнорируя условия страхования, они тем самым создают угрозу реальной защите участников процедур банкротства", - говорит Чугунов.
Тем временем страховщики отмечают рост убытков по страхованию профессиональной ответственности. "Рост числа убытков наблюдается, в частности, по страхованию ответственности аудиторов и арбитражных управляющих. Для некоторых видов, таких, как страхование профессиональной ответственности финансовых институтов, рост убытков может стать критичным, что повлечет за собой либо существенное увеличение ставок, либо изменения в объеме предлагаемого страхового покрытия", - предупреждает Татьяна Лаврова, начальник управления страхования ответственности "Ингосстраха".
Возможное решение проблемы Дмитрий Чугунов видит в законодательном утверждении в качестве обязательных типовых условий страхования и минимальных страховых тарифов. По его мнению, это позволит унифицировать покрытие и избежать демпинга и появления некачественной страховой защиты на российском рынке. А по убежданию Татьяны Лавровой, более эффективно, чем через законодательные нормы, можно воздействовать на систему страхования арбитражных управляющих с помощью саморегулируемых организаций (СРО). "В руках СРО достаточно много механизмов, среди которых разработка эффективной системы снижения рисков своих участников, минимальных требований к страховому покрытию, страховым компаниям и пр. Да и при отстаивании интересов страхователей перед страховщиками СРО имеет преимущества - ведь речь уже будет идти не о конкретном договоре, который может оказаться не очень рентабельным или интересным для страховщика, а об организации, представляющей множество компаний", - говорит она.
Поправки в соответствующие законы Комитет ГД по собственности планировал представить на суд общественности к началу марта, но дело застопорилось. Скорее всего, законодатели столкнулись с теми проблемами, над которыми давно бьются страховщики. "Точно определить страховую сумму, необходимую для покрытия возможного ущерба клиентам страхователя, очень сложно. Это связано с тем, что невозможно предположить заранее, какие убытки повлекут за собой те или иные ошибки или упущения со стороны страхователя", - говорит Анна Норкявичене, начальник отдела страхования ответственности компании "Согласие". Например, по договору страхования ответственности аудитора, как объясняет Ирина Шестак, вице-президент "Межотраслевого страхового центра", страховым случаем является наложение налоговыми органами финансовых санкций на клиента аудитора за нарушение им финансово-хозяйственной дисциплины, кроме того, покрывается риск непреднамеренной утраты или повреждения документов бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, ценных бумаг и т.п. И убытки аудитор может принести миллионные. В практике "Росгосстраха", например, по договору страхования ответственности аудиторов страховым случаем стало причинение убытков из-за неверного исчисления аудиторской организацией для своего клиента одного из налогов и последующих штрафных санкций, наложенных на этого клиента. Сумма убытка составила более 10 млн. руб.