Новости

29.03.2006 03:40
Рубрика: Экономика

Пенсионные страсти

Чиновники придумали еще один способ борьбы с дефицитом бюджета Пенсионного фонда

Напомним, дефицит денежных средств в фонде возник после уменьшения доли единого социального налога, предназначенной на пенсионное обеспечение, с 28 до 20 процентов от фонда зарплаты. В прошлом году дефицит бюджета фонда составил 112 миллиардов рублей, а к 2008 году, по разным оценкам, он может вырасти до 470-650 миллиардов. Параллельно выяснилось, что рассчитывать на то, что уменьшение налогового пресса на бизнес приведет к резкому "обелению" зарплат и в результате вырастет налогооблагаемая база для социальных отчислений (что, в свою очередь, уменьшило бы дефицит), тоже не приходится. Работодатель не спешит расставаться с "конвертами" и по-прежнему не рвется делать все положенные по закону социальные отчисления.

Поэтому уже весь прошлый год обсуждались самые разные способы преодолеть дефицит, вплоть до самого радикального - "обратного" увеличения ЕСН. Также предлагалось отказаться от накопительной части пенсии - той, которую первые россияне начнут получать в 2022 году. Озвучивалась и тут же была раскритикована премьером и идея повышения пенсионного возраста. И вот у чиновников, кажется, появилось еще одно предложение, как решить сложную проблему.

Правда, как пояснили нашему корреспонденту в аппарате ПФ РФ, речь пока идет не о конкретных поправках в пенсионное законодательство, а лишь о концептуальных подходах, основанных на актуарных расчетах, выполненных экспертами ПФ. После обсуждения и анализа идею, по некоторым данным, готовы поддержать в минэкономразвития и минздравсоцразвития. Суть предложения в следующем. Сейчас из поступающих в пенсионную копилку 20 процентов на страховую и накопительную части пенсии идет 14 процентов, а 6 - на базовую. Поскольку базовая часть пенсии - это социальные гарантии государства (а дефицит системы все равно покрывается из федерального бюджета), появилось предложение изменить эту пропорцию, "отдав" на базовую часть 3 процента поступлений и увеличив долю страховой части до 17 процентов. Таким образом, немалая доля базовой части пенсии должна будет выплачиваться за счет бюджета, без посредства ПФ. Правда, по мнению независимых экспертов, такой расчет может лишь несколько смягчить дефицит в фонде, но не ликвидировать его целиком.

Впрочем, в минэкономразвития обсуждается еще одно предложение - поддержка добровольной системы пенсионного страхования. А именно освобождение дополнительных добровольных взносов в негосударственные пенсионные фонды от соцналога. Подоходный при этом должен будет взиматься только тогда, когда фонд начнет выплачивать своему клиенту пенсию. Такая система давно действует во всех развитых странах. Минздравсоцразвития, в свою очередь, предлагает несколько иную модель: добровольные 4-процентные отчисления на накопительную пенсию граждан, по возрасту не попавших в "обязательную" накопительную часть. При этом государство стимулирует такие отчисления выплатой "бонусов" в размере двух тысяч рублей.

Все это в той или иной форме - увеличение пенсионных платежей, правда, нагрузку при этом несет уже не работодатель, а работник, поскольку взносы платятся с его конкретной зарплаты.

Между тем, как сообщил Геннадий Батанов, из 177 миллиардов рублей общей суммы средств пенсионных накоплений, за 2002-2004 годы переданных фондом управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, лишь 2 миллиарда рублей отправлено в негосударственные фонды. Более 170 миллиардов рублей из этой суммы пришлось на долю государственной управляющей компании, а более 5 миллиардов рублей - на долю компаний, отобранных по конкурсу.

Экономика Пенсии и пособия Госфонды и контрольные органы Пенсионный фонд Изменение пенсионного законодательства