29.03.2006 02:00
    Поделиться

    На местном уровне не готовы помочь реализации нацпроектов

    Например, менее трети муниципалитетов подготовили местные программы по обеспечению жильем молодых семей. Таким образом, даже при наличии помощи из федерального центра многие муниципалитеты не смогут эффективно распорядиться деньгами, существенно затормозив реализацию проекта "Доступное и комфортное жилье".

    На состоявшемся вчера в верхней палате парламента расширенном заседании Комитета СФ по вопросам местного самоуправления обсуждались роль и формы участия муниципалитетов в реализации приоритетных национальных проектов. Общий вывод участников мероприятия, съехавшихся со всей России, оказался неутешителен: органы местного самоуправления оказались фактически отстранены от реализации национальных программ, хотя нацпроекты рассчитаны как раз на то, чтобы поднять уровень жизни в первую очередь в регионах и на местах, а не в федеральном центре. Вина за то, что это произошло, по мнению участников заседания, лежит как на федеральном центре, на губернаторах, так и на самих муниципальных властях.

    По словам руководителя Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Леонида Рокецкого, "нацпроекты реализуются так, как будто муниципалитетов не существует". К этому же мнению присоединился и президент Конгресса муниципальных образований РФ (КМО) Степан Киричук, сообщивший, что "муниципальное сообщество чувствует себя в стороне и остается не у дел, когда речь заходит о национальных проектах".

    Как рассказал Киричук, в нашей стране полностью отсутствует законодательная база, которая бы регулировала и обеспечивала исполнение национальных проектов. В этой ситуации федеральный центр и губернаторы могут позволить себе игнорировать мнение муниципальных властей при проведении масштабных реформ и распределении средств. Так, по словам главы КМО, в отечественном законодательстве записано, что землей под жилое строительство распоряжаются муниципалитеты, но при этом поставлена оговорка: "если иной порядок не предусмотрен законом субъекта Федерации". Таким образом, в нашем правовом поле существует огромное количество "лазеек", позволяющих властям отстранять муниципалитеты от влияния на ход реализации нацпроектов, от распоряжения землей, имуществом и т.д. При таком положении дел деньги на исполнение проектов получают в основном региональные власти, которые уже затем направляют их "вниз", муниципалитетам. Однако руководителей муниципалитетов такая ситуация не устраивает.

    Вчера представители муниципальных образований заявили о намерении обратиться в правительство России с предложением перевести отношения между местными и федеральными властями на договорную основу. Предлагается, чтобы министерства, а также власти субъектов Федерации заключали с муниципалитетами особые соглашения о взаимодействии при реализации национальных проектов. В этих соглашениях должны оговариваться полномочия различных уровней власти при реализации проектов, их финансовые обязательства, источники доходов, право распоряжаться собственностью на своей территории.

    По мнению представителей муниципалитетов, разумеется, именно местные власти должны стать основными получателями средств во время выполнения приоритетных проектов. Так, по данным КМО, доходов муниципалитетов сейчас хватает лишь на то, чтобы обеспечивать 30-40 процентов от их расходных обязательств. При такой катастрофической нехватке средств местные власти вынуждены замыкаться на решении только самых острых текущих проблем, откладывая работу по созданию тех же программ перспективного развития своих территорий. Например, всего лишь 15 российских городов к началу нынешнего года выработали собственные нормативные правила по землепользованию для жилищного строительства. Эти 15 городов получат в ближайшее время значительные средства в рамках программы "Доступное и комфортное жилье". А вот у тысяч других городов могут возникнуть проблемы с получением денег на эти цели.

    Поделиться