Цена аварии
Место для проведения учений было выбрано не случайно. По словам представителей Всемирного фонда дикой природы, уже не в первый раз организовавшего подобные учения, возможные разливы нефтепродуктов для норвежских властей - один из самых больных вопросов. Дело в том, что вдоль норвежских побережий в губерниях Вестландет, Нордланд, Тромс и Финнмарк проходят основные транспортные пути, по которым танкеры (в основном российские) ежегодно перевозят более 12 миллионов тонн нефти. Любая пробоина на таком судне может привести к значительному ущербу для экологии и экономики страны. Во-первых, норвежцы на некоторое время полностью лишатся основного источника доходов - рыбы. Так, после аварии танкера "Престиж" в испанской Галисии в 2002 году местная рыбная промышленность прекратила свою работу на четыре месяца. Более 22 тысяч семей остались без постоянного дохода, в сумме они потеряли семь миллионов долларов. Во-вторых, сама ликвидация последствий катастрофы "съест" миллионы бюджетных крон. По оценкам специалистов, собрать 1 тонну нефти в среднем стоит 100 тысяч долларов. И чем ближе к берегу, тем затраты возрастают.
Больше всего правительство Норвегии пугает тот факт, что в ближайшие несколько лет российские и норвежские нефтяные компании собираются увеличить объем добычи "черного золота". По расчетам специалистов, это приведет к значительному увеличению перевозок - до ста миллионов тонн в год.
Предсказать нефтяную катастрофу невозможно, можно лишь минимизировать ее последствия. "Мы понимаем, что своими силами быстро собрать нефть не сможем, - говорит эксперт норвежского отделения WWF Нина Йенсен. - Специально обученных ликвидаторов в нашей стране не так много, вот и приходится в рамках операции "Чистый берег" привлекать волонтеров из других стран". На данный момент свое согласие на участие в возможной спасательной операции дали 300 добровольцев из Норвегии, 4 тысячи из Финляндии и 25 из России. Координаты этих людей внесены в специальные базы данных, и в случае ЧП все они будут вызваны на место трагедии. Транспортные, визовые и суточные расходы норвежская сторона полностью берет на себя. Кроме того, "спасатели природы" будут получать зарплату. "Сколько именно будут платить волонтерам, пока неизвестно, - говорит Тор Хог, - но могу с уверенностью утверждать, что это высокооплачиваемая работа".
Птичку жалко
Возможность поучаствовать в спасении почвы, птиц и рыб (а может быть, слова "высокооплачиваемая работа") оказала магическое воздействие на 16 студентов Мурманского государственного педагогического и Мурманского государственного технического университетов, которые в течение нескольких дней старательно учились противостоять экологической катастрофе. Помимо теоретических занятий, на которых добровольцам подробно рассказали о технологиях очистки берега, последствиях для экологии и экономики, были и практические. "Ну это интереснее, чем на лекциях сидеть", - радостно потер руки Игорь Рябков и начал натягивать специальный белый комбинезон, желтую каску и резиновые перчатки. Учения решили проводить непосредственно на берегу Баренцева моря, песок и галька которого, согласно легенде, были покрыты десятисантиметровым слоем вязкой жидкости.
Для правдоподобности эксперимента кто-то из российских студентов в шутку предложил вылить на берег настоящую нефть, однако норвежцы юмор не оценили. Шутнику первому досталась лопата и мешок для сбора нефти. Работа оказалась несложной: на предполагаемые черные пятна мы высыпали специальный сорбент из измельченной коры дерева, подождали, пока смесь впитает в себя невидимую нефть, собрали все это лопатами и погрузили в мешки. Кроме того, с берега пришлось убрать все якобы залитые нефтью камни, ветки и водоросли. С поставленной задачей справились за пятнадцать (!) минут. По словам Нины Йенсен, это своеобразный рекорд - никогда еще практические занятия добровольцев не заканчивались так быстро.
От учений добровольцы получили максимум удовольствия. Однако молодые люди, скорее всего, даже не представляют себе, что значит на самом деле ликвидировать разлив. Это по-настоящему сложная физическая работа, отнимающая у "спасателя" много сил и энергии. Только представьте - в кратчайшие сроки надо убрать несколько тонн тяжелой нефти, перемешанной с сорбентом! По этой десятисантиметровой вязкой жидкости ходить-то сложно, не то что убирать ее лопатами. Чтобы не дать нефти покрыть еще большие участки берега, ликвидаторы работают днем и ночью - на отдых и еду в первые часы разлива отводится всего несколько минут в час. Улыбаться и шутить времени точно нет. Недаром сегодня на нефтеразливах работают физически крепкие сотрудники МЧС, в основном мужчины. И неспроста сами норвежцы не стремятся стать добровольными ликвидаторами.
Однако на учениях в Вардё мурманские студенты об этом не думали. Также быстро и с удовольствием они научились отмывать от нефти тушки птиц. По словам организаторов учений, именно пернатые больше всего страдают от катастрофических разливов. Морские птицы - тупик, тонкоклювая кайра, гагарка, атлантический чистик и утки - особенно чувствительны к нефтепродуктам. Вязкое вещество склеивает их крылья, не давая возможности взлететь. В результате они умирают либо от холода, либо от отравления. Например, после уже упомянутой аварии танкера "Престиж" погибло более 300 тысяч морских птиц.
Как выяснилось, перья чистят обычной зубной щеткой и жидкостью для мытья посуды. Никакие другие средства в борьбе с "черным золотом" не помогают. После этого измученных пернатых несколько дней откармливают и отпускают на волю. Кстати, многие экологи во всем мире выступают против чистки птиц, попавших в зону нефтеразлива, настаивая на полном их уничтожении. Ведь до сих пор неизвестно, может ли птица после такой варварской санитарной обработки иметь потомство и выживает ли она вообще. А отстрел, по их словам, гуманнее и экономически выгоднее.
Дипломированные спасатели
"Мы теперь дипломированные спасатели, - не без гордости заявили сестры Алена и Марина Якушкины. - С удовольствием поедем нефть собирать". Со специальным дипломом, выданным WWF, прошедшие обучение волонтеры имеют право участвовать в операциях по очистке берега от нефти в любой точке мира. В том числе и в России, где ликвидацией последствий нефтеразливов сегодня занимаются специалисты МЧС.
По словам Нины Йенсен, участие российских волонтеров в подобных учениях может стать первым шагом общей норвежско-российской системы управления ресурсами Баренцева моря. В ходе своего недавнего визита в Москву создать такую систему предложила министр охраны окружающей среды Норвегии Хелен Бьёрнёй. По словам министра, документ сможет регламентировать разработку нефтегазовых месторождений, транспортировку сырья, рыболовство, а также способствовать созданию эффективной системы мониторинга окружающей среды. "Мы надеемся на тесное сотрудничество с Россией, чтобы обеспечить экологически чистое пространство, - заявила Бьёрнёй. - Важно работать согласованно".
Министр напомнила, что наибольший риск представляет транспортировка нефти, поэтому для предотвращения возможных аварий Норвегии и России необходимо разработать общую систему регистрации информации о передвижениях морского транспорта в Баренцевом море.
Досье "РГ"
Самые крупные аварии нефтяных танкеров:
24 марта 1989 года - танкер "Эксон Вальдес" перевернулся в проливе Принс-Уильям на Аляске. В воду попало 37 тысяч тонн нефти. Несмотря на то что в операции по очистке принимали участие 14 тысяч человек, 1300 судов и 100 самолетов, удалось собрать только пять процентов нефти. Ущерб составил 18 миллиардов долларов. Погибли около 300 тюленей и миллионы икринок лосося и сельди.
13 ноября 2002 года - танкер "Престиж" сел на мель у северо-западного побережья Испании. Через шесть дней танкер раскололся, в результате чего в море попало 64 тысячи тонн нефтепродуктов. Более 500 километров пляжей Галисии стали черными. Более 20 тысяч человек, занятых в рыболовецкой промышленности, потеряли источник дохода или полностью лишились работы. Общий ущерб составил 6 миллиардов долларов. Погибло 250-300 тысяч птиц.
19 января 2004 года - танкер "Рокнес" получил пробоину недалеко от Бергена. Катастрофа унесла жизни 18 человек. Стоимость работ по ликвидации аварии составила 20,1 миллиона долларов. В ходе работ было собрано 226 тонн нефти. Погибли от 2 до 3 тысяч морских птиц.