- Лучше об этом спросить его самого. Мы с Никитой Михалковым давно друг друга знаем. Я его уважаю как талантливого режиссера и актера. С ним мы записали песню "Мой конь". У него очень узнаваемый, хоть и непрофессиональный голос. А что касается The Beatles, несколько лет назад я сделал для собственного удовольствия и для своих друзей кавер-версии на их песни. Но тираж был невелик, эти диски уже не найти.
- Жаль. Наверное, желающих купить много. Когда вы появились на эстраде в военной форме, сапогах и портупее - это было неожиданным решением. Мы знаем, что подтолкнула вас к этому Алла Пугачева. Что это была за форма? У нее есть своя история?
- Да, мне предложила надеть форму Алла Борисовна. Когда мы репетировали "Рождественские встречи", она посмотрела на меня и вдруг говорит: "Коля, почему бы тебе не надеть военную форму?" Позвонили в Театр Российской армии, заказали размеры костюмов. Но выступил я не в театральном костюме, а с плеча реального военного. У нашего звукорежиссера осталась форма от отца. Она пришлась мне впору. Это была форма обычная, офицерская, со стоячим воротником, старого образца. Самому в армии служить не довелось. Но я "не косил" никогда. Сначала я учился в институте, и у меня была отсрочка. Я собирался пойти служить, пришел на медкомиссию, а медкомиссия меня завернула обратно. Но в жизни вышло так, что я, не служа в армии, "относил" форму десять лет. Теперь выхожу на сцену в гражданской одежде. Мы очень часто выступаем перед военными. Они нас принимают очень тепло, особенно. Но заслуга в том не моя. Ведь солдатская публика очень благодарная, и приезд артистов для нее настоящее событие.
- Какие вещи на сцене вам интересно было бы сделать, но в силу имиджа это невозможно?
- Я вообще против слова "имидж". Это же не только костюм это и стиль поведения, и манера исполнения. Вот за последний год я 15 кг скинул, но не ради "имиджа", а ради хорошего самочувствия.
- Как совместить сценический образ и патриотизм с современной жизнью? Можете ли вы, скажем, надеть часы за 25 тысяч долларов и ездить на джипе?
- Я не вижу тут взаимосвязи. У меня джип Range Rover. Хорошая машина.
- Когда вас узнают, что говорят? Высоцкого идентифицировали с его персонажами. И уголовники принимали за своего. Известно, что его это страшно раздражало. Что отвечаете вы в подобных случаях?
- В начале нашей карьеры у нас была очень популярная песня о Люберцах. Все решили, что мы из этого подмосковного города. Правда, я там жил когда-то в детстве. Но слово "любера", которым обозначали воинственно настроенную полукриминальную молодежь, тогда стало расхожим. Меня бесило, когда группу ассоциировали с этими людьми. Раздражает и то, что "Любэ" относят к шансону. В нашей стране шансоном является блатная, тюремная музыка. А мы играем популярную музыку, в традициях русской и советской песни. А под этим я понимаю сочетание определенного качества музыки и текста.
- Как вы работаете с Игорем Матвиенко? Как вы друг друга дополняете?
- Мы познакомились в 1985-м, а работаем вместе с 1989-го. Создание песни - непростой процесс. Сначала мы все обсуждаем, а сама песня рождается уже в студии, у микрофона. Игорь Матвиенко не только талантливый человек, он точно знает, что нужно для "Любэ". Он в курсе моих вокальных и психофизических данных.
- Если вы начали работать с Матвиенко в 1989 году, то в этом году 20 лет вашей совместной деятельности? А "Любэ" только 17. Как двигались к своей известности три года до возникновения группы?
- После распада коллектива "Лейся, песня" я перешел в ансамбль "Здравствуй, песня", где музыкальным руководителем был Игорь Матвиенко - тогда мы c ним познакомились. Весь 1986 год работали вместе в этом ансамбле, затем он тоже распался. А в 1988 году Матвиенко с поэтами Александром Шагановым и Михаилом Андреевым стал готовить альбом песен, и в начале 1989 года мы начали записывать первый диск группы "Любэ".
- Как вы относитесь к итоговым концертам? Они и есть олицетворение успеха?
- Последние несколько лет в феврале мы проводим концерты не итоговые, а посвященные Дню защитника Отечества. У этих концертов есть точный адрес. Выступали в Москве и Санкт-Петербурге. Наверное, это можно назвать традицией. В этом году мы впервые 23 февраля выступили на сцене Кремлевского дворца, а на следующий день - в Ледовом дворце в Питере. Программа называлась "Песни разных лет". Мы исполнили наиболее заметные и любимые нашими слушателями песни репертуара "Любэ" за почти 17-летнюю историю коллектива.
- Встречались ли вы с президентом? И если да, то что ему сказали? На какие детали обратили внимание?
- Президент посетил наш концерт в городе Сочи несколько лет назад. После концерта Владимир Владимирович пригласил всю группу к себе в гости на чай. Вместо запланированных сорока минут встреча продлилась больше двух часов. О чем мы говорили? Да ни о чем конкретном - обычный разговор за чаем, о том о сем. Как человек наш президент мне очень понравился. У него прекрасное чувство юмора.
- Когда вас приглашают сниматься в кино, в каких случаях соглашаетесь?
- Я снимался в кино раза три. Если будут еще какие-то предложения, буду их рассматривать. Это очень любопытная и интересная вещь - кино, очень захватывающая, увлекательная. Самые хорошие воспоминания остались о работе над фильмом "Зона Любэ", одноименном нашему альбому. Я играл сам себя, то есть солиста группы Николая Расторгуева. Если послушать альбом "Зона Любэ" отдельно от фильма, никакой "криминальной", "уголовной" темы в нем нет. Да и понятие "зона" в данном случае многозначное. Это не только место лишения свободы, обнесенное колючей проволокой. Это, например, еще и сфера, зона интересов. Недавно в прокат вышел российский мультфильм "Князь Владимир", в котором звучит песня в моем исполнении. А мой младший сын Коля озвучил одного из главных героев, Гияра.
- Знакомо ли вам чувство ностальгии?
- Есть одна песня известная - "Под крылом самолета...". Мне было лет семь, когда ее крутили вовсю, и так она мне в душу запала! Если ее слышу, наступает такая грустная радость, пробивает на слезу - начинаешь стесняться, отворачиваться, брови зачем-то хмурить. Мы же все шифруемся, изображаем, что сильные, мол, нас не прошибешь.
- Помните ли себя мальчишкой? Самые яркие детские воспоминания с чем связаны? С музыкой или еще чем-то? Как и когда начали петь?
- Мне было где-то лет 15-16, когда я начал заниматься музыкой. Начиналось все в школе: сначала услышали "битлов", потом стали подражать, бренчать на гитарах по вечерам, пробовали сами сочинять. Диплома о музыкальном образовании у меня нет. Но у меня громадный опыт сценической деятельности, наработанный годами.
- Предполагали ли, что будете таким популярным артистом, символом?
- Когда я начинал свою артистическую карьеру на танцах в подмосковном Лыткарино, у меня даже в перспективе не было задачи зарабатывать деньги с помощью музыки. Было страстное желание петь и играть, причем почти бесплатно. Мы получали символические деньги, кайф был в другом - чуть-чуть портвейна, девчонки и любимая музыка: "Дип Перпл", "Битлз", "Лед Зеппелин"...
- Как отдыхаете, разряжаетесь?
- Свободное время провожу с семьей, стараюсь больше внимания уделять младшему сыну. Одно из любимых увлечений - это игра в бильярд. А иногда даже принимаю участие в турнирах. Играя, я полностью расслабляюсь.
- Куда вы ездите отдыхать? На Магадан или за "туманами"?
- По-разному. В январе ездили в Финляндию кататься на лыжах. Если летом у нас гастроли проходят в южных городах, обычно беру с собой семью.
- Вы по хозяйству что-то делаете? Можете гвоздь забить, скажем? Починить утюг?
- Запросто могу поучаствовать в генеральной уборке, это не так сложно, как думают многие мужчины. Всего-то ничего: берешь пылесос и пылесосишь. На подобные вещи стоит смотреть проще, тогда быт не будет в тягость.
- Ваши представления о женщине, какая она должна быть?
- Настоящая женщина - это прежде всего настоящая женщина. Любящая, заботливая, терпеливая... ну и красивая, конечно.