В Москве вручили премии Шостаковича за 2005 год

Выступавшие на съезде композиторы и музыковеды Владислав Казенин, Борис Тищенко, Манашир Якубов, Всеволод Задерецкий, Владимир Биберкан, Евгений Трембовельский и другие, пытались на новом витке времени сформулировать роль Шостаковича для российской культуры, обсуждали проблемы интерпретации его музыки, вспоминали свои встречи с великим композитором. Отношение музыкантов нынешнего поколения, выросших на музыке Шостаковича и прошедших его композиторскую школу, было и остается культовым. По словам музыковеда Ирины Степановой: "Шостакович - это тот мир, который не только не исчерпан, а лишь приоткрыт нам. И каждые десять лет приносят сенсационные открытия в исследовании его музыки".

По традиции на съезде двум российским композиторам вручили премию Шостаковича за 2005 год: Александру Мнацаканяну (Санкт-Петербург) за Симфонию для струнного оркестра и Струнный квартет и Анатолию Кусякову (Ростов-на-Дону) за Концерт и Сонату для баяна.

При полном единодушии съезд принял также постановление по итогам первого дня: издать отдельным диском речи Шостаковича, продолжить свои обращения к ЮНЕСКО посвятить год Шостаковичу (нынешний юбилей композитора совпал с юбилеем Моцарта), заложить камень для памятника Шостаковичу в Москве, впервые издать полную стенограмму заседания Съезда композиторов по поводу Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) об опере "Великая дружба" Мурадели. Резюмируя общие настроения, Александр Мнацаканян сказал: "Невозможно всуе говорить о Шостаковиче. Мы просто должны понимать, что к нам пришел свой Бах".

Сегодня состоится второе, завершающее заседание съезда, на котором будут обсуждаться самые острые проблемы. Сегодня же будет избираться председатель правления Союза композиторов России. С момента переизбрания в 1990 году Тихона Хренникова, возглавлявшего Союз сорок с лишним лет, российскими композиторами руководит Владислав Казенин.

Прямая речь

О стандартном круге проблем, с которыми сталкиваются сегодня все региональные отделения Союза, рассказал заслуженный деятель искусств РФ, секретарь Союза композиторов России, председатель Воронежской организации Евгений Трембовельский:

- Существует мнение, что творческие союзы - это порождение сталинской эпохи. Это 1932-1933 годы, расцвет соцреализма. Отрицать это было бы абсурдно. Потому что создавались они действительно с целью приручения художников, с тем, чтобы они воспевали партию и советский строй. Были, конечно, и оды, и кантаты Сталину. Но все-таки основная струя советской музыки, стержнем которой был, в частности, Шостакович, стала едва ли не определяющей вообще в музыкальной культуре мира. Сейчас союз стал вообще единственной реальной возможностью творческого объединения художников, возможностью общаться, показывать свои сочинения, устраивать фестивали, организовывать концертные программы. Но творческие союзы изменились за последние 15 лет. Если говорить прямо, то они просто нищенствуют. Государство приладило к нам эмблему - общественные организации, приравняли нас к обществам типа филателистов, рыболовов, охотников и любителей пива. И при этом забывается, что в сущности это профессиональная организация, в которой осуществляется свое производство - художественный продукт, который представляет культуру России. Если говорить конкретно, например, о нашей воронежской ситуации. То на дворе уже апрель, а мои сотрудники с декабря месяца не получали зарплату. Союз композиторов два года назад был исключен из закона о бюджете, и теперь мы получаем деньги по социально-творческому заказу. За прошлый год на приобретение произведений на организацию в 25 человек было отчислено 70-80 тысяч. То есть в среднем за год композиторы получили по 3-4 тысячи рублей.