Желание помочь государственным контролирующим инстанциям, не слишком преуспевшим в обуздании казнокрадов, у членов комиссии ОП по социальному развитию возникло после недавнего посещения этой республики. В подготовленном по итогам поездки докладе отмечаются удручающая бедность населения и почти поголовная (до 87 процентов) безработица. А о том, какими темпами создаются условия для нормальной жизни, свидетельствует такая цифирь: из 52 социальных объектов, подлежащих восстановлению, восстановлено только 5. Выполнить эту работу в полном объеме мешают "серьезные финансовые нарушения при расходовании целевых бюджетных средств".
Чечню называют "черной дырой", куда год за годом бесследно проваливаются миллиарды. Однако в том, как исчезают деньги, направляемые на восстановление чеченской экономики, нет ничего таинственного и непостижимого. Схемы увода денег хорошо известны.
Характерно и вот что. Перечень объектов, подлежащих восстановлению, а значит, и требующих средств, по мере налаживания в Чечне мирной жизни почему-то не сокращается, а расширяется. Нередко в нем фигурирует одна и та же хлебопекарня, одна и та же поликлиника... По официальным сводкам, их то взрывают, то поджигают, то они терпят ущерб от природной стихии.
Чаще всего эти объекты располагаются в горной части республики, куда никакая проверяющая комиссия никогда не доберется. Если же ревизорам достанет отваги и терпения подняться в горы, им можно предъявить любой завалившийся на бок сарай и сказать: "Этот дворец культуры дважды пострадал от паводков и трижды его взрывали".
Тем, кто захочет удостовериться в подлинности разрушений, не станут чинить никаких препятствий. Просто предложат задержаться здесь еще на часок-другой, а то и остаться на ночь. После чего со словами "нет уж, лучше вы к нам" высокие гости кинутся к машинам.
О махинациях с деньгами, предназначенными населению в качестве компенсаций, рассказал премьер Чечни Рамзан Кадыров в своем недавнем интервью "Российской газете":
- Из 145 тысяч документов, подготовленных для выплат, я оставил 35 тысяч. Остальные забраковал. Лично выезжал в села Итум-Калинского района, где не разрушено ни одного дома и даже потемкинские деревни встречались, где с незапамятных времен стояли одни средневековые башни, а по документам значилось сто домов и все якобы разрушены".
Но, чтобы снимать навар с федеральной казны, вовсе не обязательно заниматься "восстановлением" того, что разрушению и не подвергалось. В Чечне полно зданий, действительно требующих капитальных затрат на ремонт. Это и основательно поврежденные дома местных жителей, и порядком изувеченная недвижимость владельцев магазинов, шашлычных, автомастерских, и т. п.
Нередко хозяева, не дожидаясь помощи, на собственные средства приводят в порядок свои жилища или заведения, и вот, когда все готово, к ним является представитель генподрядчика: "Я вижу, вы тут сами... Молодцы. А у меня этот объект в плане значится. Давайте так. Двадцать процентов от суммы, что выделена, устроит вас?" Отказа не бывает - только "откат". Иначе можно вообще не получить ни копейки. Если даже сумеешь выбить сполна все, что причитается, к тебе тотчас нагрянут бандиты, и этих денег ты все равно не увидишь. А так - полная взаимная выгода. Хозяину дома или уличной забегаловки удается хотя бы частично компенсировать расходы на ремонт. Генподрядчик же кладет в карман 80 процентов денег, "затраченных" им на восстановление объекта, и получает расписку, что работа выполнена, претензий нет.
Тем не менее Москва поддерживает чеченское руководство в его стремлении максимально расширить экономическую самостоятельность республики. Минфин России готов возвращать в Чечню собранные там федеральные налоги. С одной принципиальной оговоркой, сделанной Алексеем Кудриным: "Абсолютно все федеральные налоги, собираемые в Чечне, сначала будут направляться в федеральный бюджет и лишь затем пойдут на восстановление экономики и социальной сферы республики".
И вот вдобавок к уже, казалось бы, тотальному государственному контролю над финансами Чечни предлагается установить контроль общественный. Затея выглядит вполне демократически. Но ее возможное воплощение вызывает вопросы.
Если, как мыслится инициаторам, в состав новой инстанции с ревизорскими полномочиями необходимо включить представителей Счетной палаты, минфина, Генпрокуратуры, МВД, ФСБ, Совета Федерации и Госдумы, то почему такой контроль именуется общественным? И сколь эффективным он будет, если, как сказал Рамзан Кадыров, "все эти документы на выплату неположенных компенсаций и полковниками, и подполковниками федеральными были подписаны", а вообще самая большая вина за хищения лежит на структурах федерального центра?
В правительстве Чечни тоже скептически оценивают эффективность такого контроля. "Нас четыре раза в год проверяет только Счетная палата РФ, а еще добавьте сюда МВД, прокуратуру и ревизоров из Южного федерального округа, - заявил министр финансов Чечни Эли Исаев. - Если члены Общественной палаты хотят выступить в роли очередных ревизоров, то от этого никакой пользы не будет. Ревизия ради ревизии - это не дело".
Правительство Чечни готово привечать ревизоров из Общественной палаты лишь при одном условии - если центр в десять раз увеличит финансирование республики. "Нельзя нашу республику рассматривать как обыкновенный субъект Федерации. Наша ситуация требует отдельного подхода", - считает Эли Исаев.
Если Чечне добавят денег, но сам механизм ее финансирования и контроля над расходами кардинально не изменится, очередные миллиарды ухнут туда же - в чьи-то карманы.
Последствия нецелевого их расходования теперь приняла во внимание и Общественная палата. Сумеет ли она остановить разграбление чеченской казны? Опыт государственных ревизоров, посещавших Чечню, остерегает от поспешных упований на ревизоров общественных.