Георгий Полтавченко: Самое важное - система контроля

Российская газета | Георгий Сергеевич, от читателей "Российской газеты" в ваш адрес по телефону и факсу пришла масса вопросов. Передаем их вам с просьбой обязательно ответить авторам. Среди этих писем слишком часто встречаются жалобы на текущие крыши, плохие дороги, задержки пенсий - на то, что входит в компетенцию региональных и местных властей. Вам не кажется, что вы делаете чужую работу?

Георгий Полтавченко | К сожалению, да. И так на протяжении пяти с лишним лет, с 2000 года, когда был создан институт полпредов. Действительно очень много обращений граждан к нам касаются вопросов, лежащих в компетенции органов МСУ или региональных властей. Но, несмотря на явную недоработку местных властей, каждое обращение мы берем под свой контроль и стараемся довести его до логического разрешения. Разумеется, не каждый вопрос может быть решен в пользу обратившегося. Так или иначе, каждый человек получает окончательный исчерпывающий ответ в рамках действующего законодательства. Мы наладили контроль за тем, как рассматриваются обращения граждан. В среднем за год около трети из них решается положительно.

Особенно важно то, что за последние три года нам удалось несколько снизить количество обращений непосредственно к полпреду. Для этого мы не "спрятались" от людей, а наоборот - пошли им навстречу, открыв в регионах округа общественные приемные. К работе в приемных привлекли на общественных началах представителей органов власти разных уровней (в том числе муниципальных). Использовали также возможности главных федеральных инспекторов, работающих в регионах ЦФО, представителей правоохранительных органов и др. Многие вопросы теперь решаются непосредственно на местах. Но, конечно, полностью проблема не исчезла. Каждый представитель власти должен четко знать, ради чего он занимает то или иное кресло... Тогда, наверное, и обращений будет меньше.

РГ | Такое ощущение, что в провинции люди все еще до конца не поняли, в чем смысл "национальных проектов". С чиновников что-то требуют, их "накачивают", а простые граждане в стороне. Может, стоило бы вовлечь в нацпроекты именно их? Есть же опыт великих строек или БАМа...

Полтавченко | Я в свое время тоже участвовал в "великих проектах" (строительстве "КамАЗа") и считаю это положительным этапом в истории и своей биографии. Времена меняются... Главное отличие сегодняшних приоритетных национальных проектов от советских "строек века" в том, что за этим красивым и звонким названием не кроется желания изобрести что-то "с нуля". По большому счету, государство просто начало активно отдавать гражданам долги, накопившиеся за тяжелые годы преобразований 90-х. Сегодня есть на это финансовые средства и политическая воля руководства страны. Главная цель нацпроектов - повышение качества жизни людей, а не ставка на их энтузиазм и "массовый порыв". Образование, здравоохранение, сельское хозяйство, жилищное строительство - всюду требуется главным образом, чтобы чиновники всех уровней добросовестно исполняли свои обязанности. Не более того.

Возьмем простой пример. Предположим, в рамках национального проекта "Здравоохранение" федеральный бюджет выделил той же Владимирской области деньги на закупку медицинского оборудования в поликлиники. Но проект предусматривает совместное финансирование. Что должен сделать региональный бюджет и та поликлиника, которая заказала себе, скажем, рентгеновскую установку? Подготовить помещение, подвести электричество, обеспечить все условия, чтобы эта установка работала, а не пылилась на складе. Для этого должны приложить усилия все чиновники, участвующие в проекте. В частности, моя задача как полпреда президента, на которого глава государства возложил обязанности в том числе контролировать реализацию нацпроектов, - проверить, все ли готово для установки оборудования в данной конкретной поликлинике. И если нет, я буду первым, кто скажет, положим, министру здравоохранения, что для медтехники есть более подходящие адреса. Какое тут может быть "привлечение граждан" к работе? Другое дело, что именно они должны осуществлять контроль за чиновниками. Для этого мы и открыли общественные приемные, а также создали окружной общественный совет, состоящий в том числе из представителей Общественной палаты России. Две недели назад прошло его первое заседание, и мы договорились, что члены совета будут осуществлять "народный контроль" над нацпроектами.

РГ | А выражение первого зампреда правительства Дмитрия Медведева "национальное позорище", сказанное о жилищном нацпроекте, к вашему округу относится?

Полтавченко | К сожалению, оно ко всей России относится, и Центральный ФО не исключение. Очень много недоработок на местах. На первом этапе некоторые руководители регионального уровня восприняли национальные проекты как возможность просто получить дополнительные деньги - мол, только дайте, а мы знаем, куда потратить. Дело не в том, чтобы "освоить средства", - нужно, чтобы каждый рубль сработал на повышение качества жизни людей. Поэтому настолько и важна система контроля.

РГ | Тулу, где вы неоднократно бывали, президент РФ еще в 2003 году назвал "столицей ветхого жилья". Сейчас ситуация стала просто катастрофической. Во время зимних снегопадов обрушились 10 домов, в Новомосковске рухнувшей крышей ранило девочку. В ужасном состоянии дороги. Но местная власть кивает на Москву: мы свою долю средств выделяем, ассигновали 250 миллионов. А федеральный центр вместо обещанных 130 млн. дает меньше половины - 37,7 процента. Есть ли у полпреда возможность взять ситуацию на контроль и "надавить" на ответственных лиц?

Полтавченко | Такая проблема не только с ветхим жильем. У нас, к сожалению, любят лукавить: провозгласить одну цифру, а через год отчитаться в другой. И никто за это не в ответе. Думаю, здесь рецепт тот же самый: контроль и жесткий спрос. В этом году, по крайней мере на решение проблем с ветхим жильем, средств выделено больше, чем в 2005-м, и внимание к ним более пристальное.

РГ | На инаугурации ивановского губернатора Александра Меня вы подарили ему статуэтку - двуглавого орла: чтоб думал двумя головами, а следить будем в четыре глаза. Как вы оцениваете его первые шаги? Есть ли у вас идеи "ротации кадров" в других регионах ЦФО?

Полтавченко | Михаил Александрович, на мой взгляд, начал весьма неплохо. Знаю, что он провел переговоры с рядом потенциальных инвесторов и они выразили готовность прийти и начать работу в Ивановской области. Кроме того, новый ивановский губернатор намерен использовать свои тесные связи с Москвой и привлечь в область московский строительный комплекс. У них уже есть об этом договоренность с правительством столицы и мэром Юрием Лужковым. Эти реальные, серьезные инвестиции, думаю, Ивановской области очень пригодятся. Мне импонирует, что Михаил Мень живет сейчас в Иванове, а в Москву выбирается редко, вникает во все проблемы, которые стоят перед областью, опирается на местные кадры. Но об итогах его работы говорить пока рано. Поживем - увидим.

Что же касается ротации губернаторов, то это вопрос сложный. Кто-то может нравиться, кто-то нет, но работать полпреду нужно с каждым. Моя задача - максимально помогать главам областных администраций, особенно в том, что напрямую касается повышения благосостояния людей. Те из губернаторов, которые этого хотели или у кого истекал срок полномочий, поставили перед президентом вопрос о доверии. В ряде случаев, когда было ясно, что руководители выработали свой ресурс (например, в Туле и Иваново), ставился вопрос об их замене. Остальные избранные в 2004 году работают. Проблема их замены остро не стоит. Насколько я знаю, в ближайшей перспективе поднимать вопрос о доверии никто не собирается.

РГ | Во многих регионах происходят однотипные конфликты. Так, в Белгородской области одна известная компания обещала построить 40 животноводческих комплексов, возвела только один на 1200 голов - и все. Суды продолжаются до сих пор. Как "убыточный" хотят закрыть молочно-консервный комбинат, который в свое время всю Советскую Армию снабжал сгущенкой. Схема последующих действий ясна. Есть ли у полпреда какие-либо рычаги, чтобы воздействовать на недобросовестных "инвесторов" и тех, кто с ними в сговоре?

Полтавченко | Ситуации разные, часто сложные. И, как правило, в них просматривается доля вины или ошибки руководства регионов, которые не в состоянии выстроить правильные отношения с инвесторами. По моему мнению, если уж губернатор завлек к себе бизнес - изволь работать с ним ответственно и аккуратно. Ни в коем случае не в ущерб региону, но и бизнес надо беречь. Задача власти - создать бизнесу такие условия, чтобы он не просто "выживал", но и давал области рабочие места, платил зарплату и налоги. Только командовать им не надо, ничего хорошего из этого не выйдет.

РГ | Очень много конфликтов между бизнес-структурами и региональной властью возникает в буквальном смысле слова на почве землеотвода. Какие меры, по-вашему, надо принять, чтобы свести их к минимуму?

Полтавченко | Проблема острая, о ней недавно говорили и президент Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Механизм ее решения сегодня уже существует и законодательно оформлен. Суть в том, чтобы все земельные участки под строительство выделять только на конкурсной основе. Время келейных решений прошло. Я уверен, прозрачности здесь мы сумеем добиться.

В рамках реализации 131-го Федерального закона сейчас идет передача собственности с федерального уровня на региональный и местный, и наоборот. Здесь тоже много проблем, порой связанных с элементарным отсутствием документов на землю и строения. Иногда даже не очерчены точно границы муниципальных образований, из-за чего возникает множество казусов и конфликтов. Кроме того, в последние лет 15 вся застройка в округе и по всей стране - за исключением, быть может, Москвы - велась абсолютно хаотично. И как только инвестор приходит и начинает что-то строить на выделенной ему земле, вылезает куча проблем: нет инженерных сетей, нет подъездных путей и так далее. Сегодня Градостроительный и Жилищный кодексы требуют, чтобы все строительство шло в рамках генеральных планов, разработанных для всех населенных пунктов. Думаю, все это вместе взятое и позволит навести порядок в столь важной сфере.

РГ | Еще 8 лет назад губернатор Белгородской области предлагал в сфере кредитования жилья "усилить" региональные кредитные ресурсы федеральными деньгами. Даже этой области, где схемы кредитования жилищного строительства неплохо отработаны, недостаток средств сковывает руки. Как вы относитесь к идее подобной финансово-кредитной поддержки регионов Москвой? К тому, чтобы федеральные деньги при строительстве жилья не "дарить", а одалживать?

Полтавченко | Думаю, эту схему надо внимательно изучить, она того стоит. Понятно, что национальный проект в сфере сельского хозяйства требует активного участия населения, потому что предусматривает не только кредитование сельхозпроизводителей и личных подсобных хозяйств, но и строительство жилья для молодых специалистов, учителей и т.д. Естественно, федеральный бюджет будет участвовать в кредитовании таких проектов. Тем более что у нас хватает земли, чтобы построить на ней нормальное жилье, а не многоэтажные тесные коробки.

РГ | Прошло более двух с половиной лет с тех пор, как город Мичуринск Тамбовской области обрел статус наукограда федерального значения аграрного направления. Амбиции были большими. Мичуринцы рассчитывали, что на город прольется золотой дождь инвестиций. Однако пока этого не случилось. На местных рынках по-прежнему импортные яблоки, а экономический потенциал наукограда крайне слаб. Есть ли у него, по-вашему, возможность все-таки совершить желанный рывок?

Полтавченко | Деньги в Мичуринск пошли. Но, к сожалению, не от инвесторов, а из федерального бюджета. Думаю, проблема в нашей вечной "инерционности": приняли решение, сложили руки и стали ждать. А надо действовать. Честно говоря, сам я к Мичуринску отношусь с пристрастием и "рекламирую" его где только могу. Недавно удалось заинтересовать одного крупного немецкого промышленника - потенциального инвестора... Впрочем, это проблема не только Мичуринска, а всей России. В стране есть реальные деньги - в том числе у предпринимателей и инвесторов, но очень мало серьезных проектов. А любую работу надо доводить до ума: инвестору надо точно понять не только на что он потратит свои средства, но и какую выгоду получит. Кстати, эту тему мы недавно и очень серьезно обсуждали с тамбовским губернатором.

РГ | В Центральном федеральном округе Москва - столица РФ - на особом положении. Строго говоря, она и географическим центром округа не является. Не стоит ли, по-вашему, перенести столицу ЦФО в одну из ближайших областей?

Полтавченко | Должен напомнить, что известный Указ, который 13 мая 2000 года разделил Россию на семь округов и ввел в системе государственной власти пост полномочного представителя президента, установил и в качестве столицы ЦФО именно Москву. Никаких переносов не планируется. Впрочем, если говорить серьезно, проблем в связи с этим не возникает. До самой дальней точки округа из Москвы - 600 км. Я передвигаюсь на машине и всюду успеваю. Да и руководители регионов, когда приезжают в столицу по делам, как правило, обязательно заходят и в полпредство - удобно, что все рядом. А если и мимо проходят - тоже неплохо. Значит, у них все в порядке и нет вопросов, которые срочно надо решать с помощью полпреда.

РГ | А как вы оцениваете взаимоотношения Москвы с окружающей ее Московской областью? Они ведь от идеала очень далеки...

Полтавченко | Да, трения были. И когда горели торфяники, и по поводу вывоза мусора, и в вопросах собственности, и в начале реализации 122-го Федерального закона. Но все-таки сейчас, на мой взгляд, каких-то серьезных противоречий во взаимоотношениях Москвы и области нет. По крайней мере они разрешимы. Другое дело, что начинаются сложности во взаимоотношениях столицы и Подмосковья с близлежащими регионами - Калужской, Владимирской, Тверской, Рязанской областями. Все то же самое. Огромное количество людей едут в столицу работать, платят там подоходный налог. А с другой стороны, массы столичных жителей выезжают на отдых в ближние области, сильно увеличивая нагрузку на их экологию, энергетику, социальный комплекс и т.д. Эти проблемы надо решать совместными силами, задействовать федеральные налоговые и прочие структуры. В любом случае обязательства перед гражданами выполнять необходимо в полном объеме.

РГ | Легко сказать - "совместно". Регионы относятся друг к другу порой достаточно ревниво и подозрительно, а уж москвичей не любят все. Попробуйте договориться с гаишником из соседней области, имея на машине московские номера... Может ли полпредство взять на себя роль "собирателя земель" - курировать проекты, в которых задействовано сразу несколько субъектов Федерации? Например, строительство дорог, туризм и прочее?

Полтавченко | Эта "ревность" не сегодня возникла и не вчера, ей лет уже этак шестьсот. Да, разница уровней жизни Москвы и прочих регионов ЦФО дает о себе знать (хотя Подмосковье уже активно к столичным условиям подтягивается). Одна из наших задач - сделать так, чтобы отношение к "богатому соседу" изменилось. Наверное, самый простой и самый надежный путь - если он сам придет и предложит помощь. Есть ряд проектов, которые уже дают положительный эффект. Больше трех лет назад договорились о том, чтобы Москва пришла в жилищное строительство соседних областей. И в общем-то неплохо получилось.

РГ | Если не считать обманутых дольщиков.

Полтавченко | Ну не все же московские структуры работают так, как недоброй памяти "Социальная инициатива". Большинство действуют честно и уже помогли не только увеличить объемы вводимого жилья, но и возродить местную стройиндустрию. Кроме того, в регионах Москва инвестирует средства в строительство животноводческих комплексов и областных торговых центров, столица во все большей степени начинает ориентироваться на продовольственный рынок ЦФО. К тому же Москва пытается - пусть не всегда удачно - размещать свои муниципальные заказы на предприятиях округа.

На совете руководителей области, который регулярно собирается под эгидой полпредства, мэр Москвы Юрий Лужков не просто присутствует, а выступает как партнер, реально заинтересованный в полноценном сотрудничестве регионов ЦФО.

РГ | Стоит ли в ближайших планах реконструкция дорог и развитие туризма в округе, особенно по "Золотому кольцу"?

Полтавченко | Безусловно. Кстати, программа строительства сети качественных трехзвездных гостиниц на "Золотом кольце" тоже осуществляется сейчас в основном за счет инвестиций Москвы. В дальнейшем, надеюсь, сможем направить усилия и на другие города. Я сам был поражен, сколько же в округе интереснейших уголков, о которых я раньше даже не подозревал. До того как стать полпредом, я бывал разве что в Костроме да Ярославле, в Угличе... Едешь и понимаешь, почему великие писатели и художники искали почву для вдохновения именно здесь - такая красота и простор, такая богатая история! Только надо сейчас приложить силы и сделать так, чтобы о ней вспомнили, чтобы у туристов появился интерес. Что же касается дорог, то самыми крупными трассами занимается Федеральное дорожное агентство. А внутри регионов все зависит от доброй воли руководителей и наличия денег в бюджете. Мне нравится, как обстоят дела в Липецкой, Белгородской и Курской областях. Но есть регионы, где с дорогами пока просто беда.

РГ | В Центральном ФО расположены крупные объекты ядерной энергетики. На Нововоронежской станции 3-й и 4-й энергоблоки работают "на продленном ресурсе", то есть фактически по административному решению. Как быть? Будут ли строиться дополнительные энергоблоки?

Полтавченко | Блоки Нововоронежской АЭС действительно работают достаточно интенсивно, но это ни в коем случае не волюнтаристское решение. Была проведена экспертиза, доказавшая их безопасность. Очень надеюсь, что новое строительство все-таки будет вестись, потому что во всех промышленных районах страны мы стоим перед приближающейся проблемой дефицита электроэнергии. Решение - только в наращивании генерирующих мощностей. В нашем округе четыре атомных станции и, естественно, их потенциал надо увеличивать. Есть достаточно безопасные технологии. Я уже говорил на эту тему c главой Росатома Сергеем Кириенко. Думаю, средства на строительство будут изысканы если не в этом году, то уж со следующего точно.

РГ | Вы руководитель попечительского совета по возрождению Коренной пустыни под Курском. Благое дело начато и успешно продвигается. Но есть и тревожные симптомы. Почему-то воду из святого источника близ монастыря стали разливать только на продажу, какие-то люди приносят документы на право заниматься этой торговлей. До каких пределов можно вообще допускать в столь деликатную сферу бизнес?

Полтавченко | Я не против того, чтобы эту воду из источников разливали на продажу и средства направляли на дальнейшее развитие и восстановление обители. Безусловно, нельзя делать так, чтобы к святой воде можно было бы получить доступ только за деньги. Паломники ведь эту воду не только пьют, они и омовения совершают. Хочет кто-то приобрести святую воду в магазине - пожалуйста. Но ни в коем случае доступ верующих к источнику ограничивать нельзя. По идее надо бы "коммерсантам" получить благословение как минимум правящего архиерея, а лучше бы Святейшего Патриарха.

РГ | Нетривиальное сочетание: государственный чиновник - и возрождение монастыря. Вы вот и пост держите, к пирожкам на столе даже не притронулись. Не бывает так, что служебные обязанности требуют поступиться высокими идеалами ради мирской суеты? Как вы справляетесь с такими внутренними конфликтами?

Полтавченко | Я стараюсь жить так, чтобы не вступать в конфликт с самим собой. А в этом случае и с людьми удается ладить. Во всяком случае, можно спокойно и без обид решать многие вопросы. Что касается поста - да, иногда приходится отступить от строгих правил, если приехал и люди накрывают стол, искренне проявляют гостеприимство. Но тоже стараюсь искать компромисс. Все мы в чем-то грешны, каждому есть над чем поработать. Что я и стараюсь делать по мере сил.