Скандал разгорелся вокруг ситуации с компенсациями военным пенсионерам. В 1995 году на 25 процентов были увеличены денежные оклады военным. В такой же пропорции должны были вырасти пенсии отставников. Но в Ростовской области они почему-то остались прежними. Единственным способом добиться перерасчета остался суд, и некоторые пенсионеры успешно использовали этот механизм и получили компенсации.
Примеру первопроходцев последовали другие. Однако при рассмотрении очередных исков в Октябрьском районном суде Ростова выяснилось, что методики расчета уже выданных компенсаций были неверны: суммы завышались в несколько раз. Адвокаты, готовившие документы истцам, ловко манипулировали индексами инфляции, а иногда попросту занимались приписками. Не бескорыстно. Лишь 30-50 процентов полученных по решениям судов денег доставались заявителям. Остальные растекались по карманам посредников. В результате этих махинаций государство понесло ущерб больше чем в 370 миллионов рублей.
По мнению гособвинения, Валерий Шпак, являясь должностным лицом и ответчиком по гражданским делам, связанным с исками по выплате компенсаций военным пенсионерам, "не интересовался подлинностью поступавших к нему судебных решений и документов и не обжаловал ни один из них в судебном порядке".
Приговор был вынесен без проведения судебного разбирательства. Председательствующий судья объявил, что "подсудимый полностью согласился с предъявленными ему обвинениями". К слову, бывший военком выбрал особый порядок судебного решения. В соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ этот порядок вынесения решения суда предполагает, что суд не может назначить наказание, превышающее две трети самого строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.