Бизнесмены не спешат воспользоваться системой "одного окна"

Реакция представителей малого бизнеса действительно представляется несколько странной – особенно, если учесть, что именно предприниматели на протяжении последних пяти лет настойчиво требовали открытия "одного окна". И требовали вполне справедливо, поскольку, как было подсчитано, на территории области находятся около 50-ти ведомств и подразделений федерального, регионального и муниципального уровня, дающих различные разрешения и согласования. Чтобы с пользой для дела обойти десяток инстанций, требуется уйма времени, нервов и денег.

В деле "сглаживания" административных барьеров и снижения теневых расходов, сопутствующих оформлению документов, трудно переоценить значение системы "одного окна", поскольку она предполагает деперсонализацию взаимодействия граждан и чиновников. Проще говоря, последние работают не с "просителями", а с документами, в результате чего снижается возможность злоупотреблений. Плюс предельно детальная, в том числе и по срокам, регламентация процедуры: прохождение документов отслеживается по электронной базе, что называется, в режиме он-лайн. Одним словом, главная задача центра – обойти вместо заявителя все необходимые инстанции и получить для него итоговый документ. Чтобы организовать этот "форсированный" документооборот, была достигнута договоренность с региональными управлениями Роспотребнадзора, Росрегистрации, Роснедвижимости и др. Кстати сказать, раньше воронежский губернатор Владимир Кулаков, объясняя причины, по которым затягивается внедрение "одного окна", заявлял, что обладминистрация в этом плане вполне может повлиять на региональных и муниципальных чиновников – гораздо труднее объединить в "одно окно" территориальные подразделения федеральных структур: мол, у региональной власти нет "прямых" рычагов влияния на них. Теперь же получилась обратная ситуация: с федералами общий язык нашли (по-другому и быть не могло, поскольку внедрение "одного окна" – составная часть происходящей ныне административной реформы), зато с муниципалами договориться до сих пор не удается. Проект постановления на предмет участия мэрии Воронежа в "одном окне" был представлен в городскую администрацию два месяца назад: все это время документ "кочевал" по департаментам, попал к вице-мэру, после чего его спустили на новый круг согласований.

Что же касается представителей малого бизнеса, которые не спешат воспользоваться "окном", то, по мнению руководителя воронежской лицензионной палаты Аркадия Можаитова, причина такой пассивности проста – бизнесмены всерьез опасаются, что "важное дело" без их личного участия не решится:

Предприниматели привыкли работать по-другому – ходить по кабинетам, упрашивать. Так им кажется надежней". Как говорится, привычка – вторая натура. В то же время пенсионеры, у которых мало здоровья и средств для хождения по кабинетам, восприняли оптимизацию бюрократического процесса с большим энтузиазмом: многие уже воспользовались "окном", распознав в нем наименее хлопотный способ приватизации квартир.

В общей сложности, за первые два месяца работы центра было удовлетворено более тысячи обращений воронежцев – в основном речь идет об оформлении документов для сделок с недвижимостью, для регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, для получения лицензии и т.п.