07.04.2006 03:55
    Поделиться

    Михаил Фрадков завершил визит в Бразилию

    Главным принципом переговоров Михаила Фрадкова в Бразилии стала неспешность

    Бразилия всегда притягивала любознательных. В этой стране мало что может не заинтересовать. Даже бескрайний Сан-Паулу с его довольно странной архитектурой, где фавелы располагаются прямо возле шикарных небоскребов, производит неизгладимое впечатление. И уж никак Бразилия не ассоциируется с работой. Кажется, что в этой стране можно только отдыхать.

    Есть в этой стране и собственный символ удачи, который представляет собой, как говорят у нас, фигуру из трех пальцев. Видимо, зная, что толкование этого жеста в России и Бразилии разное, бразильцы не стали дарить фигу российскому премьеру. Вдруг не так поймет. Лучше уж пожелать удачи совместной работе более традиционным способом, понятным у всех, - словами и тостами.

    Впрочем, самым значимым подтверждением бразильской дружбы стало признание, что они буквально готовы поделиться самым святым - открыть секреты мастерства бразильского футбола. Причем готовы не только приглашать российских футболистов для обучения и тренировок, но и открыть школу бразильского футбола.

    Однако только побывав в Бразилии, можно понять, что значит "не спеша" - с чувством, с толком, с расстановкой. Похоже, что этим принципом бразильцы не пользуются разве что играя в футбол. Зато во всем остальном поведение бразильцев вполне соответствует этому утверждению. Как выяснилось, почти по всем совместным проектам, которые в России считают перспективными, решения так и не приняты. Тем не менее Фрадков явно не склонен драматизировать ситуацию. И даже наоборот, вчера на встрече с главами энергетических российских и бразильских компаний он всячески подбадривал их, обещая поддержку правительств двух стран совместным проектам. Бизнесмены, правда, люди весьма осторожные и сразу же верить словам, пусть даже и премьера, явно не собирались. Но и не отказывались публично. А Фрадков в своей излюбленной манере так и продолжал всю встречу подогревать интерес бразильцев, рассказывая, что "уровень развития экономик двух стран уже позволяет говорить о перспективных проектах в третьих странах". Страны, правда, называть не стал, хотя речь, судя по всему, шла об идее строительства транснационального газопровода Аргентина - Бразилия - Венесуэла, прорабатываемой бразильской нефтегазовой компанией "Петробраз".

    "У "Петробраза" мы можем быть реальными партнерами", - заметил глава Роспрома Борис Алешин, возглавляющий российско-бразильскую межправительственную комиссию. Но бразильцы, судя по всему, не спешат принимать решение о запуске столь масштабного проекта. "Не исключено, что через пару лет они придут к принципиальному решению строительства газопровода", - заметил российский премьер.

    Вообще после встречи с энергетическими деловыми кругами у главы российского правительства, по его собственному признанию, осталось "впечатление, что надо лишь еще чуть-чуть подтолкнуть, чтобы заработало".

    Впрочем, таким толчком для российских компаний может стать объем инвестиций в бразильскую энергетику, который эксперты уже успели оценить в 40 миллиардов долларов. Очевидно, что в таких условиях может поработать на бразильском рынке и "Зарубежнефть".

    Представителям же российских автохолдингов "АвтоВАЗ" и ГАЗ в Бразилии даже во время визита российского премьера так и не удалось договориться. По словам Алешина, более интенсивные переговоры по приобретению местного завода Tritec Motors, производящего двигатели объемом 1,6 литра, переносятся на конец апреля.

    Затягиваются и переговоры по созданию совместного с бразильской компанией "Эмбраэр" предприятия по сборке и выпуску 50-местного регионального самолета. Тем не менее напоследок практически весь день у премьера был авиационным. Он не только рассматривал презентационные модели бразильского авиастроительного гиганта, но и презентовал собственные. В частности создание регионального самолета RRJ. По сути этот самолет в своем классе может составить конкуренцию и "Эмбраэру", и "Бомбардье".

    Уехать из этой страны и не повстречаться с финансистами Фрадков не смог. Рано утром деловая и финансовая элита за чашкой бразильского кофе делилась с российским премьером своим опытом и слушала разъяснения Фрадкова о судьбе экономики России.

    "К 150 миллионам русских мы можем добавить 180 миллионов бразильских потребителей", - с триумфальных цифр начал свою приветственную речь сопредседатель российско-бразильского совета предпринимателей Пратини де Мораес. Таким образом он решил математически доказать, что у двух стран есть не только все возможности, но и неплохой потенциал для того, чтобы значительно приблизить Бразилию к России.

    Рост товарооборота, который в последнее время хоть и побил все рекорды предыдущих лет, по-прежнему слишком мал для стран с такими масштабами. Поэтому совсем в духе возникшей в последнее время в России традиции удвоения Фрадков пошел дальше и предложил утроить 3,5 миллиарда долларов взаимной торговли и к 2010 году довести товарооборот до 10 миллиардов долларов. "Чтобы расширить торговое сотрудничество, надо лишь включить воображение", - посоветовал коллегам Пратини де Мораес.

    Впрочем, бизнесмены практически не говорили о проблемах сотрудничества с Россией. По большей части, они презентовали собственные компании. Среди промышленных лидеров, пришедших на встречу с российским премьером, были и глава авиакорпорации "Эмбраэр", и крупнейший экспортер сахара, и сельхозпроизводители, которые преподнесли в качестве сувенира российскому премьеру рог, протрубив в него. "Он будет напоминать, что бизнесу надо подавать сигнал", - пошутил Фрадков.

    Фрадков предупредил бразильский бизнес, что "главное - понять и почувствовать момент, чтобы не упустить время". "Если мы не сумеем расширить бизнес-контакты, то упустим политический момент", - заметил он. Вообще складывалось впечатление, что российский премьер, собственно, преследовал единственную цель - пролоббировать бизнес-проекты, подтолкнув задумчивых бразильцев. Не отставал от премьера и глава Роспрома Борис Алешин, убеждая руководителей "Эмбраэр" в том, что наша страна могла бы быть полезна этой авиастроительной компании научными разработками и технологиями. "Это дорога не в одном направлении, - заверял Алешин. - Имея бизнес-решения, "Эмбраэр" и российские авиастроительные компании могли бы дополнить друг друга и получился бы хороший альянс".

    Поделиться