07.04.2006 02:00
    Поделиться

    Почему не меняются ГОСТы

    Премьер Михаил Фрадков обязал минпромэнерго, координирующее разработку документов, "разобраться" в ситуации и представить в правительство план действий по ускорению процесса. Эксперты же заговорили о возможном переносе сроков реформы с 2010 года на "потом". Корреспондент "РГ" попросила прокомментировать ситуацию заместителя министра промышленности и энергетики России Андрея Реуса.

    Российская газета | Андрей Георгиевич, почему все-таки пока принят только один регламент - он касается качества бензина - из сотен необходимых?

    Андрей Реус | Закон вступил в силу в 2003 году, поэтому критики ведут отсчет от этой даты. Но мы и другие ведомства разработкой техрегламентов начали заниматься год назад, когда была утверждена правительственная программа. Минимальные сроки разработки одного технического регламента - 9 месяцев. Реальные - два года. Если вам скажут: "Вырастите дерево за месяц", вы ответите: "Не смогу". Разработка технических регламентов - сложнейшая инженерная, юридическая работа. Никто в России таких законов еще не выпускал. Это большая работа для экономистов, производственников и юристов, чтобы сделать новые нормы эффективными как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения бизнес-процессов.

    При разработке регламентов нужно провести инвентаризацию огромного массива действующих нормативных документов (стандартов, норм и правил) - всего более 170 тысяч документов - плюс совместить регламенты с международными обязательствами России в области технического регулирования. Поэтому сейчас мы имеем только первые результаты для анализа.

    В то же время примерно за год минпромэнерго сделало многое. Разрабатываются в соответствии с программой более 80 регламентов, из них 55 уже проходят публичное обсуждение, 14 проходят последние процедуры перед внесением в правительство, и мы уверены, что в ближайшее время эти регламенты появятся в Думе.

    РГ | В начале марта депутаты Госдумы обратились к правительству принять немедленные меры по обеспечению безопасности в строительстве. В обращении упоминаются обрушения зданий плавательного бассейна в Пермском крае, аквапарка "Трансвааль-парк", Басманного рынка в Москве. Одной из косвенных причин трагедий депутаты считают то, что до сих пор не внесены в Госдуму регламенты в сфере строительства и эксплуатации зданий.

    Реус | Когда мне говорят, что вот упал дом, потому что кто-то не выпустил технический регламент, мне хочется ответить: эти люди ничего не понимают в происходящем или сознательно делают вид, что не понимают. Нужно ответственно работать и соблюдать действующие нормы и правила.

    Вопрос в другом. Закон "О техническом регулировании" "заморозил" существовавшую систему ГОСТов, СНиПов и т.п. Поэтому с момента вступления в силу нового закона и до момента вступления в силу соответствующего технического регламента в действующие ныне СНиПы нельзя вносить изменения. А ведь многие из них уже устарели. В частности, подготовленные Госстроем три года назад 16 СНиПов, а среди них были те, которые касались и высотных зданий, не смогли пройти регистрации в минюсте именно из-за этой правовой нестыковки. Вводить новые современные нормы можно сейчас только через технический регламент. Его по закону надо утверждать либо через Госдуму, либо постановлением правительства, либо указом президента. Чтобы "разморозить" ситуацию с действующими нормативными документами, необходимо внести изменения в Закон "О техническом регулировании". Сегодня эти поправки к закону подготовлены, всеми заинтересованными ведомствами согласованы и внесены в правительство.

    РГ | Против этого возражают ваши оппоненты. В частности, глава экономической рабочей группы при администрации президента Антон Данилов-Данильян утверждает, что если в базовый закон будут внесены серьезные изменения и у ведомств появится возможность править ГОСТы до принятия технических регламентов, то это будет серьезный удар по реформе. Как вы относитесь к таким прогнозам?

    Реус | Я сам два года назад так считал. Но когда мы начали активную реализацию правительственной программы и стало понятно, что на разработку одного регламента требуется не менее 2 лет, поменял свою точку зрения. В данном случае внесение поправок - необходимость. Этого требует переходный период. Реформа должна идти спокойно, взвешенно и без правовых дыр. Параллельное существование двух систем ей это обеспечит. Причем одна не мешает другой. Если Программа разработки техрегламентов будет скорректирована по срокам, выиграет не минпромэнерго или какое-то другое отдельно взятое ведомство. С точки зрения качества подготовки техрегламентов, а значит, с точки зрения прежде всего уровня безопасности к продукции и процессам, "закрепленным" в этих документах, выиграет все общество: производители, продавцы, потребители.

    РГ | Что все-таки надо конкретно предпринять по ускорению разработки и принятию семи общих регламентов?

    Реус | Меры уже приняты: разработка общих техрегламентов ведется в максимально возможном темпе. И, поверьте, в министерствах и ведомствах - организаторах таких разработок нет человека, который не был бы озабочен этой проблемой. Но единственный способ ее решить - это, собственно, разрабатывать технические регламенты. В начале реформы мы стояли перед развилкой. Либо "заморозить" разработку специальных техрегламентов до тех пор, пока не будут приняты общие (и ни у кого ни тогда, ни сейчас нет ответа, когда они пройдут полный цикл разработки и принятия в Госдуме). Второй путь - это параллельно разрабатывать и общие, и специальные технические регламенты. Мы пошли по второму пути, потому что он не закрывает ни одну из возможностей, а также не консервирует программу правительства, в которой предусмотрена разработка 84 регламентов на ближайшие два года и, обращаю внимание, из них общих в соответствии с законом только семь. Кроме того, общие техрегламенты - это документы на порядок сложнее, чем специальные, а это порождает объективные сложности с написанием текстов таких законопроектов.

    РГ | Ваше ведомство, минпромэнерго, - координатор, мозговой центр по продвижению реформы. Почему затягивают с регламентами другие министерства, отвечающие за разработку технических регламентов: минрегион, минсельхоз, минздравсоцразвития, Ростехнадзор, Росатом? Как ваше ведомство может повлиять на процесс вхождения коллег в этот процесс?

    Реус | Минпромэнерго добилось принятия пока единственного технического регламента - "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ". Конечно, можно сказать: "Своя рубашка ближе к телу", но важность этого события, с точки зрения дальнейшего хода реформы, все же трудно переоценить. Отработан реальный процесс принятия технического регламента.

    И если это сделало минпромэнерго, то почему эти возможности не используют другие ведомства, отвечающие за организацию разработки "своих" технических регламентов? Вопрос, как говорится, риторический. И все-таки еще раз хочу вернуться к срокам. На подготовку принятого регламента, причем, замечу, постановлением правительства, а не законом, ушло 2,5 года. Кстати, к методическим работам мы привлекли большое количество научно-исследовательских организаций: Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, Академию народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, Высшую школу экономики и Экономический факультет МГУ, Бюро экономического анализа, Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации.

    РГ | Какой экономический эффект, по вашим оценкам, даст переход экономики на систему технических регламентов?

    Реус | Подобные реформы проводились в странах АТЕС, США, в Европейском союзе. По разным оценкам, экономический эффект составлял около 1-1,5 процента ВВП. Но надо понимать, все эти оценки очень условны. Вот, например, проект техрегламента о безопасности магистрального трубопроводного транспорта. С 1992 по 2003 год только на объектах магистральных трубопроводов произошло более 500 аварий. Каждая обошлась государству в 4-6 миллионов рублей. Установление обязательных требований безопасности на законодательном уровне, по расчетам разработчиков проекта, значительно снизит риск аварий и загрязнений окружающей среды, обеспечит экономический эффект до 600 миллионов рублей в год. При разработке же нормативной базы этого техрегламента потребуется лишь незначительное финансирование из федерального бюджета. Общие разовые затраты составят 2800-4200 тысяч рублей, что примерно в полтора раза ниже средней стоимости одной предотвращенной аварии.

    Справка "РГ"

    К 2010 году в России должно быть разработано около

    300 регламентов, профинансированных из федерального бюджета. Сейчас, по данным минпромэнерго, в разработке находится более 80 технических регламентов, в этом году и следующем планируется начать разработку

    еще 97 технических регламентов. К концу 2008 года планируется разработать 181 техрегламент.

    Поделиться