Ольга Остроумова: Я не люблю кино. И свое не смотрю, и чужое

Потом был фильм "Гараж", во время съемок которого она запомнилась Валентину Гафту, ее нынешнему мужу.

До встречи с Гафтом, до слов, когда он сказал ей: "Я не могу без вас", у нее был трудный период в жизни. Она осталась одна с детьми, в кино не снималась принципиально. Очень легко в такой ситуации сломаться. Остроумова не появлялась на публике, жила уединенно и продолжала ждать принца...

Теперь она снова востребована в кино... На ТВ с ее участием идут два сериала - "Не родись красивой" (СТС) и "Большие девочки" (Первый канал), где у нее главная роль. На первом же канале близится премьера телесериала "Капитанские дети", где Остроумова тоже играет главную героиню.

С Ольгой Остроумовой мы встретились в компании "Амедиа" во время съемок очередной серии "Больших девочек". В этом же сериале играет ее дочь Ольга Левитина, ученица Петра Фоменко. У нее такие же ямочки на щеках, как у мамы, огромные глаза и мягкая улыбка.

"Моя мама очень сильная и очень добрая, - рассказывала она мне в перерыве съемок. - Она опекает детский дом, посылает туда продукты, одежду, но не любит об этом говорить".

Если актриса не любит говорить о жизни, остается говорить о работе...

- Однажды вы сказали: "Господи, пошли мне столько страданий, чтобы я стала хорошей актрисой!" Не боялись накликать беду?

- Я думала так в молодости. Это было, когда я увлеклась Комиссаржевской... Я решила, что хорошей артисткой можно стать, только все перечувствовав, все испытав. Но когда появились дети, я испугалась, что эти страдания могут коснуться и их...

- Дети отняли вас у кино?

- Да, я очень много отказывалась от ролей в кино. Больше отказывалась, чем снималась. Но это не так важно: я не фанатка кино, актерства. У меня есть какие-то более важные вещи в жизни, те же дети, например, куда важнее, чем съемки.

- Жалели об этом потом?

- Нет. Все сложилось правильно. После фильма "А зори здесь тихие" я не снималась года два...

- Почему?

- Мне предлагали играть только героинь, похожих на Женю Комелькову. А я хотела сыграть что-то совсем другое. Потом пришла "Любовь земная" с ролью совсем другого плана. Хотя я сложно отношусь к этому фильму...

- Почему?

- Я сложно отношусь к режиссеру Евгению Матвееву как к режиссеру. Человек он замечательный и актер блестящий. Ему, мне кажется, надо было оставаться актером. Его роли в "Поднятой целине" по Шолохову, в "Воскресенье" замечательны.

- Чем вам запомнились съемки в вашем первом фильме "Доживем до понедельника"?

- Я была студенткой, мне было интересно узнать, что такое кино. Мне повезло - у Ростоцкого была очень слаженная команда. Я имею в виду операторов, машинистов сцены, осветителей, гримеров. Люди знали, зачем они работают, для чего и во имя чего. Когда Ростоцкий заканчивал фильм, естественно, люди работали и с другими режиссерами, но как только он снова "запускался в производство", вокруг него опять собиралась та же команда.

- У вас были большие простои?

- Да. В перестройку, когда фильмы не снимались... Потом появилось какое-то странное кино. Меня приглашали так: "Ольга Михайловна, такой-то гонорар - один съемочный день. Надо посидеть в ресторане". Предлагали просто посидеть, побыть в кадре - красивая женщина нужна была. Однажды я даже сказала, что я не манекен, а русская актриса, мне нужна роль.

Про семью

- На что вы жили?

- На театральную зарплату.

- Разве на нее проживешь?

- Рассчитывала - купить детям апельсины или кусок колбасы.

- Дети сейчас работают?

- Оля - актриса театра "Эрмитаж", а Мишка закончил РГГУ, историко-филологический факультет. Сначала дочка работала у Петра Фоменко, одна из немногих с курса. Потом ей в "Эрмитаже" предложили главную роль в спектакле "Эрендира и ее бабка" по Габриэлю Маркесу. Фоменко ее не отпускал на роль, а ей очень хотелось сыграть.

- Жалеет, что ушла от Фоменко?

- Это надо спрашивать у нее.

- Она живет с вами?

- Отдельно.

- А сын?

- И сын отдельно.

- Внуки есть?

- Внуков нет.

- А в проекте?

- Нет пока. Будут - хорошо, я слишком устала, чтобы думать о том, что буду нянчить внуков. Когда я в Москве осталась одна с детьми, у меня не было ни бабушек, ни дедушек. Я оставляла маленького сына Мишку на дочь Ольгу. Прихожу - сын вымыт, накормлен, уложен спать. Потом появились няни. 18-летние девочки, которые сами еще были детьми.

- В тяжелые времена отчаяние приходило?

- Отчаяние? Нет. Тяжело было, но отчаяния не было, потому что я детей родила сознательно, я хотела их, хотя знала, что будет трудно. Мне от родителей достался, видимо, хороший характер. Я считаю, что какое бы ни было трудное время, например, те же 90-е годы, нам все равно повезло - мы не пережили войну, культ личности.

- У вас в семье кто-то пострадал?

- Дедушка сидел, папу с мамой выгоняли с работы - считались неблагонадежными. Хотя политикой они не интересовались. Папа - учитель физики. У мамы четыре класса образования... Она сама выучилась писать и читать.

Мое детство прошло в Бугуруслане. Лето, беседка, самовар. У дедушки за столом было свое место, у бабушки - свое. Каждое лето обязательно собиралась вся семья. Три поколения в роду были священниками. Дедушка был святой человек, справедливый, честный, истинно верующий. Старался всем сделать добро, утешить. Представляете, когда дедушку репрессировали, на лесоповале заключенные выполняли за него норму. У него было слабое здоровье. На свою нищенскую зарплату папа собрал уникальную по тем временам библиотеку. Мама ворчала: "Денег нет, а ты все книжки покупаешь..." Чтобы купить мне пианино, мама продала свою единственную "драгоценность" - котиковую шубу.

- Такая родословная как-то на вас отразилась?

- Вообще семья очень отражается на детях. Никто не делал карьеру, не расталкивал локтями ближних. И в то же время было очень демократично все... Я помню, как нас, маленьких детей, весь город уважал, потому что мы внуки отца Алексея. Он пользовался большим уважением в Бугуруслане.

- Вы много снимаетесь - сейчас в трех сериалах сразу.

- У меня в "Капитанских детях" - огромная роль. Я играю маму троих детей, хозяйку большого дома, у которой своя история. Мне понравилось, что телесериал не о бандитах. Мне посчастливилось сыграть с Даниэлем Ольбрыхским. Он играет мою первую любовь.

- Он сейчас в России?

- Нет, но приезжал специально. Сейчас выпустил "Короля Лира" в Варшаве в постановке Андрона Кончаловского. Простой человек. Без звездности ненужной.

- Как вам удалось похудеть?

- Увы, я поправилась.

- Я думала, что вы сейчас секрет раскроете.

- Просто на ночь не надо есть.

-Ваше любимое блюдо?

-Салаты.

Про "Девочек"

- "Большие девочки" - они какие?

- Наши героини не сдаются жизни, хотят еще жить и хотят жить хорошо, не путать с "богато".

- Вы сразу согласились играть в этом сериале?

- Даже и по прочтении сценария не сразу согласилась. Я сначала обсудила, - можно ли будет исправлять сценарий по ходу, заменять какие-то реплики. Мне всегда хочется, чтобы не мы за народом шли, а народ за нами, как в советское время.

- Некоторые актеры говорят, что они придумывают роль, а у вас, насколько я понимаю, она прорастает из личности.

- Я же все-таки актриса, я должна понимать жанр, в котором я снимаюсь, понимать человека, которого я играю, это может быть не я, далеко не я. Хотя, наверное, в роль и что-то свое привношу. "Актриса должна быть более легкомысленной, - сказал однажды мне первый муж, - а ты очень серьезная". И в чем-то он прав - излишняя серьезность иногда гасит легкость творчества. А я хочу все до донышка выверить.

- Бывают такие масштабные роли, к которым трудно относиться легкомысленно.

- Конечно. Поэтому я и люблю "Василия и Василису", это почти библейская история.

- Режиссер должен быть диктатором?

- Да. Если он при этом еще и талантлив, и ты его с полуслова понимаешь. А когда он неталантлив и диктатор - то это капут.

- Вы думаете, после 50 можно стать счастливой?

- Вы знаете, если хочешь быть счастливым, будь им.

- Мечтать не вредно.

- Меня поражали рассказы людей, которые прошли лагеря и умели быть там счастливыми. В лагере - понимаете?! Счастье - это только наше внутреннее состояние. Оно не зависит от обстоятельств. Оно зависит от вашего характера, от того, сдаетесь вы или не сдаетесь, творческий вы человек или нет.

- Бывало, что люди и ломались там.

- Это зависит от характера. Можно на три копейки быть счастливым. Вот как раз деньги - это ерунда, это не синоним счастья абсолютно. Можно взять сломанный карандаш и начать рисовать. И ты будешь счастлив.

- А у вас были несчастливые годы?

- У меня были тяжелые годы. Несчастливых не было. У меня характер оптимистический. Я думала, Боже мой, ну тяжело мне, но я же не первая и не последняя на этой земле, кому тяжело? Сколько до меня было поколений? Тысячи! И тоже всем было тяжело. И тем не менее земля вертится, солнце завтра встанет и выйдет из-за облаков, и трава прорастет. Это меня очень-очень поддерживает.

- Однажды вы произнесли, что несмотря ни на что все равно будете ждать своего принца.

- В тяжелые годы я это говорила.

Как Гафт перестал писать сарказмы

- Вы сейчас счастливы? Все сбылось?

- У меня дивный муж, замечательный, интересный человек... Должна пройти жизнь, и только в ее конце жизни можно сказать: я любила-то вот только этого, понимаете? У меня сейчас все нормально, меня понимают, работы много.

-Вы разные с ним люди?

- Мы разные люди. Он может одно чувствовать, я иногда то же самое, только по-другому.

- Он вас старше?

- Да, на 12 лет. Нам хорошо вместе.

- У вас была страстная любовь?

- Была.

- Прошла?

- Не прошла - разбилась. Это тяжело было пережить. Просто ее разбили. У меня была большая любовь.

- И долгая?

- Долгая. Я прожила с мужем 22 года и ушла от него.

- Не простили?

- Да. Я не совершенна. Фильм "Василий и Василиса" мне очень дорог поэтому, он как раз об этом прощении. Я понимаю умом, что прощение выше всего - выше всех правильных непрощений. Выше всех несправедливостей. Но сердце...

- Жалко, что ничего не поправишь.

- Сейчас уже не жалко. Хотя я не злопамятна, мне даже кажется, что у меня нет врагов. Я получала анонимки в Театре "Моссовета" накануне премьеры, когда я туда перешла, и поверьте, меня они нисколько не уязвили, не разозлили, я даже не обратила внимание. Мне стало жалко человека, который кропал все это. А когда близкий человек предает - предательство простить очень сложно.

- Говорят, славянские женщины привыкли жертвовать собой, а не нужно жертвовать, нужно себя любить, как западные женщины.

- Наверное, так надо, но во всем надо знать меру. Хороша золотая середина. Есть женщины-эгоистки, которые любят только себя и никого больше. Русским женщинам присуща жертвенность, что тоже - перебор.

- С вашим бывшим мужем дети дружны?

- Да. Это их отец, что бы ни было между нами - это их отец.

- Бывает, дети очень ревнуют к новым мужьям...

- Нет, они нормально относятся к Валентину Иосифовичу.

- В какой роли вам нравится Валентин Гафт?

- В спектакле Театра "Современник" "Трудные люди". Очень нравится в "Пигмалионе", но сейчас он ее уже не играет. У него много замечательных ролей.

- А в кино?

- Я не люблю кино. И свое не смотрю, и чужое.

- А у него прошло ерничанье, которое выражалось в стихах? Я читала, что именно вы его как-то остепенили...

- Это неправильно истолковано. Он сказал, что Ольга отучила меня писать сарказмы. Я думаю, что не я. Я отношусь строго и к себе, и к нему, и к творчеству театральному, и к кино, и ко всему, что делается. Как говорит Валя Теличкина: мы живем по принципу - дурак хвалит жену, а умный - родителей. Есть семьи, где жена говорит про мужа: ой, гений, гений! Близкие люди, наоборот, должны сказать друг другу то, что не скажет другой.

- Говорят, мужчины любят лесть, поэтому женщины должны им подыгрывать.

- Пусть любят... Я отнюдь не истина в последней инстанции... Но если у меня спрашивают мое мнение, то я его говорю правдиво. И считаю, что это большое доверие и уважение к человеку, которому я могу сказать то, что о нем думаю.

- Чего бы вам хотелось?

- Чтоб наступил такой день, когда бы я никуда не спешила. Потому что я все время бегу. Я в магазин заезжаю только ночью, счета оплачиваю - по пути, по пути завожу что-то детям, все по пути на работу, с работы.

- Вы хорошо водите машину?

- 23 года. Я люблю машину водить...

- Вас часто узнают на улице?

- Меня никто не узнает. К счастью. Я в жизни хожу совершенно не как актриса, никогда не гримируюсь. Никогда специально не одеваюсь. Я хожу в джинсах. Хожу в старой-старой дубленке. Хотя у меня есть шуба. Мне удобно в старых вещах. Я не комплексую.

- У вас есть дача?

- Да, в Жаворонках. Я на даче надеваю калоши, старые штаны, старый свитер, старую куртку и начинаю с утра до ночи работать. Что-то сажаю - меня всегда удивляет, как из ничего что-то вырастает. Кроме того, пилю, строгаю, копаю, чиню.

- Электрику?

- Я могу делать все.

- А муж?

- Он не может.

- А муж что делает, когда вы чините?

- Читает, например.

-Бегает по утрам?

- Нет, не бегает. Занимается зарядкой.

- А муж дома - отдыхает или балагурит?

- По-разному. Бывает, балагурит.

- И дома не молчит?

- Ну, это скорее я молчу. Я люблю одиночество. Иногда несовпадения бывают - он хочет поговорить, я хочу помолчать.

- И как вы переживаете эти моменты?

- Да никак. Не такая это большая трагедия.