Эта давно вынашиваемая РосОЭЗ идея в целом поддерживается законодателями. Однако они считают, что портам надо дать больше бюджетных денег и распространить льготы ОЭЗ еще и на подъездные железнодорожные пути. Об этом вчера шел диалог на "круглом столе" в Совете Федерации.
Изменения в закон об особых экономических зонах практически готовы, осталось согласовать их с минфином, сообщил заместитель руководителя РосОЭЗ Дмитрий Некрасов. Напомним, что закон об ОЭЗ начал работать в этом году, минэкономразвития определило шесть территорий, где открываются промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. Все это должно привлечь частные инвестиции и стимулировать развитие экономики. Но сегодня ее рост во многом зависит от состояния транспортной системы. Именно поэтому власти ратуют за четвертый тип ОЭЗ. Несмотря на выгодное географическое положение России, многие морские причалы пустуют.
Законодательные новации должны изменить это положение. Для портовых ОЭЗ предполагаются налоговые и таможенные льготы, что и для других зон. Резиденты смогут заниматься на этих территориях погрузочно-разгрузочными работами, оказывать услуги по хранению товаров, ремонтировать суда, перерабатывать рыбу и морепродукты, упаковывать товары и вести оптовую торговлю. Портовое хозяйство - дорогостоящее, стоимость одного крана может доходить до 100 миллионов долларов. И потому законом предложены весьма высокие ставки для желающих войти в зону. Объем обязательных капвложений со стороны резидентов ОЭЗ при создании и развитии новых портов составит 250 миллионов евро, при реконструкции уже существующих - 10 миллионов евро, при ведении других видов деятельности на территории портовой зоны - 2 миллиона евро. Из-за долгой окупаемости проектов увеличивается и срок действия режима ОЭЗ - 49 лет. В РосОЭЗе надеются, что закон о портовых зонах будет принят в рамках весенней сессии, чтобы во второй половине года провести конкурс и отобрать два-три пилотных проекта. Подсчитана и сумма, которую запросят из бюджета 2007 года, - 4 миллиарда рублей.
Самой идее портовых зон депутаты и сенаторы выразили полную поддержку. Но не согласны с рядом положений. По закону об ОЭЗ зона может располагаться только в границах одного субъекта Федерации, но порты нередко растянуты по территории нескольких муниципальных образований. Вопросы вызвали и критерии, по которым определены объемы инвестиций для потенциальных резидентов: слишком велика разница в цене на "билет" в новый и действующий порты. И наконец их совершенно не вдохновила сумма, запрашиваемая РосОЭЗ на развитие портов. "Надо закладывать не 4, а 28 миллиардов рублей, - сказала заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова. - И это не на все проекты, а на один".
Впрочем, "цена вопроса" подлежит обсуждению, дал понять Некрасов. "4 миллиарда - это средства, которые нужны для начала проектной работы по осуществлению одного проекта, - пояснил он корреспонденту "РГ". - Но составление технико-экономического обоснования займет несколько месяцев, и потому нет смысла сразу закладывать в бюджет большую сумму. А от начала работы над проектом до создания полноценного порта пройдет лет десять". По словам Некрасова, РосОЭЗ уже знает некоторых потенциальных инвесторов. Но пока он отказался назвать примерные "точки роста".