Российская газета | Максим, назначение Бориса Петровича главным тренером СКА - явление положительное?
Максим Соколов | Знаком с Михайловым пятнадцать лет, неплохо осведомлен о его требованиях, а он - о моих возможностях. Думаю, мы с ним сработаемся. Считаю, что из всей когорты российских тренеров, из которых сегодня можно выбирать, - он один из ведущих специалистов. Так что для СКА лучше и не придумаешь. Если финансирование и комплектация команды пройдут на достойном уровне, то результат не заставит себя ждать.
РГ | Сейчас уже можно говорить об оценках чемпионата России?
Соколов | Если говорить о чемпионате России, то он пока еще не завершен, так что какие-то выводы делать пока рано. Что касается игры команды СКА, то она, конечно, разочаровала всех, в том числе и самих игроков питерского клуба. Поэтому команду ждут изменения. Надо сначала создать команду, чтобы она жила, работала, и тогда можно будет рассуждать о том, на какое место она будет претендовать в будущем. При этом очевидно, что на сегодняшний день команда СКА пока не может бороться с такими командами, как "Магнитка" или "Авангард".
РГ | Уже который год игра СКА не радует питерских болельщиков. Нет ни зрелищной игры, ни стабильных результатов. Какой должна быть команда СКА, чтобы качественно изменить сложившуюся ситуацию?
Соколов | Сегодня можно смело заявлять, что стартовые позиции для этого у клуба уже есть. Это прежде всего спонсоры, которые стабильно вкладывают в команду деньги. Но при этом проблемой является отсутствие своего льда. Разве дело, что команда кочует по дворцам? Это неправильно. Если бы вы знали, на каком льду после ночных дискотек нам порой приходится тренироваться во Дворце спорта "Юбилейный". Считаю, что хорошая хоккейная команда имеет право на лучшие условия. Слышал разговоры о том, что руководство клуба и базу будет строить недалеко от Ледового дворца. Что касается остального, то вот появился опытный тренер, стабильное финансирование. Нужна тактика, дисциплина и цель. Не только глобальная, но и конкретная, четко отвечающая на вопрос о том, что и когда надо выигрывать. Необходимо также модернизировать хоккейную школу СКА. Воспитывать юных игроков, которые могли бы влиться впоследствии в команду и усилить ее. Резерв может быть пополнен как из детских спортшкол, так и из дворовых команд. Но, к сожалению, в Питере такая погода, что дворовый хоккей развивается неважно. И, можно сказать, погибает. Даже моя бывшая родная школа "Олимп", в которой я начинал тренироваться, уже не занимается хоккеем. Катков строится мало, вот поэтому в Петербурге и нет такого хоккейного бума, какой мне приходилось видеть в Магнитогорске, Омске и в Череповце. Желающих играть в хоккей там хоть отбавляй. Ведь чем хорошо привлекать своих воспитанников, тем, что они сражаются не только за материальное положение, но и за свой авторитет в том городе, где живут его друзья и близкие. Таким хоккеистам порой и большие контракты не нужны, лишь бы играть за родной клуб.
РГ | Давайте отвлечемся от клубных проблем и поговорим о прошедшей Олимпиаде в Турине, тем более что для вас это была первая Олимпиада в жизни.
Соколов | Действительно, Олимпиада в Турине - это самый крупный турнир, в котором мне когда-либо доводилось участвовать. Если говорить о сервисе и организации, то это был очень высокопрофессионально организованный турнир. Все было достойно. Уверен, что мнение большинства хоккеистов сборной совпадает с моим. Если говорить о результатах, то они оставили двоякое впечатление как для болельщиков, так и для хоккеистов. В целом сборная провела турнир достойно, но смазала концовку двумя невзрачными последними матчами.
РГ | Почему команда России провалила игры с финской и чешской сборными? Может, игроков перехвалили?
Соколов | Да нет, хула и похвала действуют только на неопытных юных хоккеистов. Больше нас подорвала дисквалификация Евгения Малкина, после которого у нас полностью развалилось третье звено. Ведь в команде не нашлось равноценной замены такому отличному центральному нападающему. Думаю, если бы в команде был Брылин, он бы заполнил эту нишу, но... Третье и четвертое звено у нас развалились. А выиграть двумя звеньями у хорошо организованных финнов невозможно. Считаю, что если бы в запасе у сборной России были Брылин и Морозов, шансы победить у нас были бы предпочтительнее. Нельзя было разбрасываться такими игроками, у нас ведь их и так, по сути, немного. Что касается чисто игровых моментов, то в матче с финнами мы сбились на индивидуальную игру: брали шайбу и тащили через три зоны к воротам. В общем, не было командной игры, такой, как в матче с Канадой.
РГ | Поговаривают, что после того как россияне одолели канадцев, в сборной очень "весело" отметили победу, вот и не смогли собраться на следующий матч...
Соколов | Ну, это чисто российский менталитет - думать, что если команда удачно сыграла, то все тут же застолье устраивают. Конечно, я не нянька ребятам и после игры пошел в номер, но насколько я помню, матч закончился в районе 11-го по местному времени и на ужине присутствовали все. Не думаю, что кто-то решил ночью устроить загул. Такое просто исключено. Игроки приехали, работали. Это стереотип, что, мол, у нас одни дураки да пьяницы.
РГ | Крикунов и Буре равноправно участвовали в формировании сборной?
Соколов | Задачи у них были, разумеется, разные. Формированием звеньев занимался в основном Крикунов и тренерский штаб. Буре же занимался набором состава. Если смотреть по фамилиям, то считаю, что состав команды был очень сильным, но, на мой взгляд, без резерва. В этом и была его слабость, что и сыграло с нашей командой в конечном итоге злую шутку.
К сожалению, очевидно, что у Крикунова не было возможности собрать команду 50 на 50. То есть пятьдесят процентов игроков из российского чемпионата и пятьдесят процентов хоккеистов из НХЛ.
РГ | В Турине хорошо сыграл Набоков, но вы все равно готовились выйти на лед?
Соколов | Да, я всегда готов к игре. А в данной ситуации я видел, что Евгений травмирован, поэтому ожидал, что тренеры дадут мне шанс сыграть. Набоков поймал свою игру, поэтому если бы мне предоставили возможность выбирать, я бы его поставил во всех матчах.
РГ | Была ли у игроков достаточная мотивация играть за "бронзу"?
Соколов | За каждого сказать не могу, но мне все же казалось, что команда хочет побороться за медали. И настрой соответствующий был. Но в душу каждому ведь не залезешь. Может, для кого-то существовал только один металл - золото.
РГ | Нервотрепка перед Олимпиадой с вашим приглашением в сборную как-то отразилась на игре?
Соколов | Нет, нисколько. Неопределенность сильно отразилась на материалах в прессе обо мне. А это я не очень люблю. Не люблю, когда меня отвлекают от дела. Всегда готов общаться, если это не мешает работе. Моя работа требует концентрации. А вообще я философски рассматривал вопрос о своем попадании в команду. Ну а потом Крикунов все же намекал, что три вратаря из НХЛ в одной команде - это перебор. Они трудно уживутся между собой, а конфликты на таком скоротечном турнире никому не нужны. Если взглянуть на другие сборные, то в каждой обязательно был хотя бы один вратарь из Европы.
РГ | Максим, в вашем досье сказано, что вратаря Соколова судьи наказали 24 минутами штрафа, для вратаря вы настоящий хулиган...
Соколов | Всего-то 24 минуты. Считайте, что это показатель очень дисциплинированного вратаря. У других, думаю, гораздо больше. Кинешь в ярости клюшку - вот тебе и десять минут. Помню, у меня так было в Омске, когда мне забили обидную шайбу, я выкинул клюшку. А если говорить о драках, то я действительно порой был не прочь подраться. Правда, это было, когда я был помоложе, теперь я стал гораздо мягче. Самый смешной эпизод случился в то время, когда я играл за СКА-2 и подрался с Алексеем Козневым. Теперь мы хорошие друзья и много лет играем вместе.
РГ | Что вы знаете о составе сборной на чемпионат мира в Латвию?
Соколов | Думаю, что сборная России будет формироваться в основном из игроков, выступающих за российские клубы. Для энхаэловцев сезон был непростым, они устали и, думаю, предпочтут отдохнуть, будут залечивать травмы. Так что если и приедут в Ригу игроки из Северной Америки, то это, вероятно, или те, кто не играл в Турине, или те, кто провел там за сборную немного игр, как, например, Саша Овечкин. Для меня же большая честь снова сыграть за Россию. Единственное, что здоровья сейчас уже не так много осталось. Очень трудно из сезона в сезон, почти не отдыхая, играть во всевозможных турнирах.
РГ | Перспективы остальных сборных?
Соколов | Все будут настроены по-боевому. У словаков, если лидеры не приедут, будет очень короткая скамейка запасных, так что они могут выпасть из обоймы. Остальные же команды будут очень ровными. Так что победу может одержать каждый. И Россия имеет все шансы на достойный результат.
РГ | Каковы перспективы Владимира Крикунова на посту главного тренера сборной России?
Соколов | Все будет зависеть от того, в каком клубе будет работать Крикунов и согласятся ли его работодатели на то, чтобы он совмещал работу в клубе и в сборной. И конечно, его судьбу в сборной во многом решит предстоящий чемпионат мира в Латвии. Если нашей команде удастся завоевать медали, то сомнений в том, что он останется, не будет. И для него самого это будет неплохим стимулом работать дальше. Что касается меня, то я, как и любой другой хоккеист, не могу быть на сто процентов уверен, что попаду в состав. Для этого нужно в ближайшее время доказать, что я достоин играть за сборную. Доказать это надо и на тренировках, и в играх Евротура.
РГ | Курсировали слухи о приглашении в сборную тренера-иностранца. Так ли это?
Соколов | Считаю, что ни говорить об этом, ни делать этого не нужно. Национальную сборную должен возглавлять россиянин. Считаю, что идеальным вариантом были бы Быков и Юрзинов. Но насколько это возможно, не могу отвечать. И еще я считаю, что тренер сборной должен быть освобожденным специалистом. Это условие необходимо для концентрации всех сил для решения проблем национальной команды.
РГ | Перед играми плей-офф вы говорили, что если СКА не удастся пройти "Авангард", то единственный шанс оправдаться за неудачный сезон у вас будет на чемпионате мира в Латвии. Рассчитываете на медали какого достоинства?
Соколов | Для меня ценна любая медаль. Со временем каждая медаль становится тебе дорога, даже если ты мог завоевать место и повыше.
РГ | В НХЛ урезали форму вратарям, в Европе нет. Дает ли преимущество экипировка большего размера?
Соколов | Может быть, с позиции дилетанта и можно сказать, что пару сантиметров отрезали, и ничего. Но я вам скажу как профессионал, для меня важно, что на Олимпиаде мне дали сыграть в привычной форме. Это как с автомобилем - если ты ездишь в маленькой машине, а потом пересел на джип, то можешь и в аварию попасть, потому что не успел привыкнуть к новым габаритам. На сегодняшний день по правилам IIHF еще можно играть в старой форме, но в следующем сезоне примут энхаэловские стандарты. Пока остается загадкой, будет ли стандарт принят для голкиперов суперлиги в России. Вопрос этот очень сложный. Представьте, что я закажу себе такую форму и буду выступать в ней один на всю суперлигу... Зачем же я буду сам себя лишать преимуществ? Ведь большая по размерам форма - это на одну шайбу в воротах меньше за игру. Но самое страшное, что даже если у нас в России введут энхаэловский стандарт формы, то далеко не факт, что за соблюдением этого правила будут следить. Ведь даже сейчас многие голкиперы суперлиги умудряются нарушать правила об экипировке.
РГ | Максим, вы как-то особенно раскрашиваете свой шлем, и, более того, жители Санкт-Петербурга усмотрели на вашей амуниции герб города.
Соколов | Да, вы правы. При этом считаю, что это выражает индивидуальность человека. Я не понимаю тех вратарей, которые ходят в одноцветных шлемах. Вот, например, Норм Маракл, вратарь "Авангарда", попросил моего художника нарисовать ему перья как у индейца, он же имеет эти корни. У меня - соколы, герб города и решетка реки Фонтанки, Исаакиевский собор и Медный всадник. И все это на сером фоне, как питерская погода. Питер - это моя точка на планете. Ну а сзади на шлеме специально для Турина я сделал российский триколор. Хотел подчеркнуть, что я русский. Вообще по шлему вратаря можно сделать вывод и о его характере.
РГ | Недавно стало известно, что вы поступили в аспирантуру. Будете заниматься наукой?
Соколов | Да, на кафедре хоккея Академии имени Лесгафта в Санкт-Петербурге, в следующем году буду защищать диссертацию на тему "Воспитание психологии юных вратарей". Формулировка пока не четкая, но смысл правильный. У меня растут два сына, если они и не станут хоккеистами, то все равно будут в спорте, где психология стоит на одном из первых мест.