- Несколько лет назад в московской квартире раздался звонок из Тбилиси, - рассказывала собравшимся заместитель главного редактора "РГ" Ядвига Юферова. - "Послушай, давай что-нибудь делать, введены визы, мы теряем друг друга!" - взволнованно говорил голос в трубке. Я приехала в редакцию и поняла, что надо что-то делать, потому что народная дипломатия сильнее любых политических ходов.
Взволнованный голос в телефоне и идея вечеров "Мир без виз" принадлежали народной артистке Грузии Ирме Сохадзе. Той самой девочке Ирме, которая когда-то для всего мира спела знаменитую "Оранжевую песню". Пусть каждый грузин приведет на вечер русских, а каждый русский - грузин, решили организаторы вечера.
Сегодня известная грузинская певица, народная артистка Грузии Ирма Сохадзе рассказывает нам о грузинских и русских песнях, о Москве и родном доме, об умении ладить с публикой и толерантности.
Российская газета| Ирма, про любовь к грузинским песням спрашивать не буду, спрошу вот что: какие русские песни любите и есть ли что-то общее у наших песен?
Ирма Сохадзе| А я все хорошие люблю, а их так много (смеется), я знаю больше ста русских песен! "Старый клен" обожаю, "Темную ночь" люблю, хотя считается, что это мужская песня. У меня очень милая женская интерпретация этой песни, со слезинкой. А вы знаете, грузинские и русские песни в одном очень похожи - все хорошие минорные песни какой-то грустью почему-то пропитаны. Но тем не менее эта грусть такая светлая и такая родная, похожая друг на друга, наши песни абсолютно идентичны по настрою. Знаете почему грузинки лучше всех поют русские романсы (не обижайтесь, это факт, признанный русскими)? Потому что у нас есть эта общая грустинка. Мы души родственные, и от этого никуда не деться.
РГ| Я знаю, что вам теперь приходится жить на два дома - и в Москве, и в Тбилиси. В московском доме у вас есть какие-то традиционные памятные вещи?
Сохадзе| Ничего особенного нет, я помню Грузию и никогда не забуду, где бы ни была. Мой муж работает в Москве второй год, и я тоже сюда перебралась, потому что в Тбилиси сейчас немного сложно с шоу-бизнесом (хотя я не считаю себя принадлежащей к нему). Тбилиси сейчас не до концертов, концертов там нет, ничего не происходит, поэтому я решила перебраться в Москву, чтобы не терять времени и петь, пока еще есть возможности. А в Тбилиси у меня два дома, в одном живут родители (я маленькой девочкой себя ощущаю, пока они у меня есть). Они чудные. Папа - профессор, мама филолог, но всю жизнь занималась воспитанием моим и брата, а потом и моих детей. И мой дом, где я живу с мужем. Обыкновеннейшая трехкомнатная квартира, маленькая, но я обожаю ее. Я люблю свой дом. Мне там уютно. Я вообще на быт не обращаю большого внимания, быт для меня среда обитания, главное, чтобы мне было удобно, чтобы ничего не мешало.
РГ| Есть отличие столицы российской от грузинской?
Сохадзе| Ну отличие только в том, что здесь зима суровее. А в остальном у наших столиц много общего. У меня здесь полно друзей - грузин и москвичей, которыми я живу, с которыми просто дружу всю жизнь, и я особо не чувствую какого-то дефицита общения от того, что я уехала, а мои подруги там остались. Одним словом, сходства больше, чем отличий, так же тепло, те же отношения, та же любовь друг к другу, к искусству. Мне в Москве жить несложно.
РГ| Как вас встречает московская публика?
Сохадзе| Москва и публика меня встречают, как будто я вчера только уехала, а они уже успели соскучиться. Эту любовь не оценить нельзя. Поэтому я просто обязана немного попеть в Москве, тем более что я знаю больше двухсот песен - и романсы, и военные песни, и свои романсы... У меня большие планы с "Вивальди-оркестром", с гениальным музыкантом Светланой Безродной.
РГ| Сейчас очень актуальна тема нетолерантного отношения к человеку другой нации, вы когда-нибудь испытывали на себе нечто похожее?
Сохадзе| На себе я никоим образом это не ощущала и не ощущаю, но мне стыдно за такие вещи. В Грузии одно время тоже были такие настроения. В XXI веке это просто стыдно. Это знаете от чего? От нехватки элементарного образования. Надо как-то объяснить этим неучам, что так нельзя себя вести.