11.04.2006 02:55
    Поделиться

    Тюремщики выпустили инструкцию по борьбе с бунтами

    Тюремное ведомство разработало свод правил на случай волнений

    За последние несколько лет по российским колониям прокатилась настоящая волна протестов. В чем причина? Материалом для исследования стали в том числе волнения в Льговской колонии (Курская область) летом прошлого года, когда более трехсот заключенных нанесли себе увечья. Также ученые постарались разобраться в научном смысле этого слова с волнениями в колониях Иркутской, Челябинской, Ульяновской областей, в следственном изоляторе "Матросская Тишина" и во многих других "местах, не столь отдаленных".

    По одной версии, на бунт заключенных подтолкнули сами тюремщики, закручивая гайки, так полагают некоторые правозащитники. По другой, официальной, версии, криминал решил взять за решеткой власть в свои руки. Ни для кого не секрет, что колонии бывают "красными" и "черными". Это не цвета флагов. Считается, что в "красных" зонах главный хозяин - это "гражданин начальник", а в "черных" вся власть принадлежит авторитетам. Ну или почти вся. Деление, разумеется, неформальное и ни одной инструкцией не предусмотренное. Просто так складывается в жизни.

    Доходило до того, что иногда какой-нибудь местный криминальный авторитет звонил начальнику колонии и предлагал помощь по известному принципу - ты мне, я тебе. Неизвестно, сколько таких звонков в былые годы заканчивалось договором о дружбе и сотрудничестве. Но в последнее время, как утверждают во ФСИН, ситуация изменилась, и к ворам "граждане начальники" уже давно не прислушиваются. Во всяком случае, для одного криминального авторитета в Рязанской области подобный звонок начальнику колонии закончился арестом и сроком.

    Причина волнений за решеткой, по мнению ученых, в том, что в местах заключения изменился социальный состав и атмосфера сгустилась. Поскольку законы стали мягче к тем, кто оступился первый раз или совершил незначительные преступления, в колонии попадают чаще всего действительно те, на ком, как говорится, клейма негде ставить. Или кто совершил нечто страшное. А такие люди, естественно, сидеть тише воды и ниже травы не любят.

    Вот что рассказал директор Федеральной службы исполнения наказаний РФ Юрий Калинин: "Численность лиц в местах лишения свободы за год выросла на 60 тысяч человек. При этом количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления достигло 70 процентов. Несколько лет назад эта категория составляла 30-35 процентов. Каждый четвертый отбывает наказание за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за разбой или грабеж. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы. 46 процентов осужденных отбывают наказание второй раз и более, что говорит об устойчивой криминальной мотивации и нежелании вести законопослушный образ жизни. Наметилась тенденция к омоложению состава осужденных. Около трети лиц, отбывающих наказание, не старше 25 лет. Увеличивается количество лиц с повышенной агрессивностью и возбудимостью, с психическими отклонениями. Сегодня в местах лишения свободы содержатся более 400 тысяч человек, склонных к различным формам деструктивного поведения - агрессии, конфликтам, членовредительству, суициду".

    В общем, контингент - не подарок. Так и должно быть за решеткой. Но как сделать, чтобы особо опасные заключенные жили по режиму и не бунтовали? "Все службы, и в первую очередь воспитательные, психологические, оперативные, должны работать на опережение, - считает Юрий Калинин. - Упреждать на стадии замысла, подготовки преступления".

    Большинство рекомендаций, выданных работникам тюрем учеными, носят гриф "секретно". Но большой тайны нет в том, что упор будет делаться на психологов, оперативников, а также на современные системы охраны. Например, в прошлом году выросло число тюремных психологов в колониях. Их задача - говорить по-человечески с заключенными. Ученые разработали специальные методики для работы именно с особо опасными лицами. Конечно, о перевоспитании речь не идет, но психолог вполне может в некоторых случаях остудить пар.

    А для тех, кто человеческого языка не поймет, увеличено на две тысячи число надзирателей. Отдельной главой в методичке расписана работа с прессой и общественными организациями. Причем работать с журналистами и правозащитниками надо не в режиме "по разные стороны баррикад", а по современным пиар-технологиям. А вот с криминальными авторитетами будут вестись настоящие информационные войны. Только если раньше служба исполнения наказаний нередко оборонялась, то теперь намерена переходить и в контрнаступление.

    По мнению руководства ФСИН, криминальные авторитеты в своих акциях умело использовали именно информационные технологии. Правда, иногда дело доходило до курьезов. Во время скандала вокруг одной из колоний по телевидению показали шикарный особняк, якобы принадлежавший начальнику зоны. "На самом деле он принадлежал криминальному авторитету, сидевшему в этой же колонии, - рассказал корреспонденту "РГ" один из руководителей ФСИН. - И авторитет испугался, прибежал к начальнику и спросил: неужели его (авторитета) дом уже забрали?" Так что жертвами информационных войн иногда становятся даже свои, в данном случае - свои для бандитов.

    Как будет ФСИН упреждать эти удары, в том числе и информационные, не раскрывается. Однако корреспондента "РГ" в службе исполнения наказаний заверили, что закрываться от прессы не намерены, особенно в конфликтных ситуациях. Потому что закрываться в таких случаях, как показывает практика, себе в убыток.

    Досье "РГ"

    В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержатся более 800 тысяч человек. Из них почти 650 тысяч отбывают срок в исправительных колониях, которых у нас 767. Кроме того, в России действует 209 следственных изоляторов, 7 тюрем. 141 помещение функционирует в режиме следственных изоляторов и тюрем. Во всех этих учреждениях содержатся 164,4 тысячи человек.

    Поделиться