Российская газета | Алексей Гайярович, ваша служба уже несколько месяцев проверяет политические партии. Вы начали с партий, представленных в Госдуме, есть ли первые результаты?
Алексей Жафяров | В принципе первоначальные цифры уже есть, но нужно понять, что ни одна партия не ставила перед собой задачу подтвердить всю свою численность. Может быть, к этой задаче более серьезно подошла "Единая Россия": она заявила 959 тыс. членов и по результатам проверок региональных отделений подтвердила более 943 тыс. членов - эта заявка очень близка к истине. А вот, допустим, КПРФ и ЛДПР прямо заявили, что они не собираются подтверждать всю свою численность - только необходимую. Тем не менее можно констатировать, что они приближаются к заявленным цифрам, например, по результатам проверок 84 региональных отделений КПРФ подтверждено 134 тыс. членов (при том, что партия заявила 184 180 членов). ЛДПР заявила 88 596 членов в 89 региональных отделениях, и по региональным отделениям либерал-демократов подтверждено 86 тыс. членов. По "Родине" информация тоже уже поступила: из заявленных 142 тыс. с небольшим подтверждено более 135 тыс. членов. В отношении этих партий результаты вполне предсказуемы, мы их предвидели, начиная проверки еще в прошлом году.
В этом году в течение января-февраля Росрегистрация начала проверки Российской партии пенсионеров, Российской коммунистической рабочей партии-Российской партии коммунистов, Концептуальной Партии "Единение", партии "Яблоко", Российской партии самоуправления трудящихся и "Союза людей за образование и науку". Из перечисленных партий Российская партия самоуправления трудящихся уже не лежит тяжким бременем на плечах наших проверяющих, потому что они приняли решение о преобразовании в общественное объединение, а мы, в свою очередь, решение о регистрации их в новом качестве. Это первая партия, поменявшая свой статус в 2006 году.
РГ | Однако вы проверяете не только общую численность, но и количество членов в региональных отделениях.
Жафяров | Озвучить сейчас результаты первых проверок партий мы не готовы, потому что к нам до сих пор (из-за почты) не поступили стопроцентные данные из регионов даже по тем проверкам, которые проводили в ноябре. Но по результатам проверок региональных отделений некоторая картина уже прорисовывается. Так, "Единая Россия" получила девять предупреждений, КПРФ - 27 предупреждений, ЛДПР - 39 предупреждений, партия "Родина" - 30. На самом деле предупреждение - это стандартная мера, ни к каким катастрофическим последствиям не приводит и просто должна побудить партию выполнить законные требования. Вообще нарушения у всех примерно одинаковые: несоблюдение сроков избрания руководящих органов, ненадлежащий порядок ведения документации, непредставление документов на проверку.
РГ | Можно ли ожидать уже в этом году исков о ликвидации в отношении партий?
Жафяров | Исключить нельзя. Нужно только отметить, что ликвидировать партию по мотивам отсутствия в партии 50 тысяч членов можно только начиная с 1 января 2007 года. В реестре пока 36 партий, но в реальности уже 35. В середине февраля прошло кассационное рассмотрение в суде, и мы ликвидировали общероссийскую политическую партию "Русь".
РГ | То есть число партий, имеющих право принять участие в федеральных выборных кампаниях 2007-2008, возрастать не будет и новых партий не появится?
Жафяров | Сказать, что новых партий не появится, нельзя, мы со своей стороны можем только сообщить, что с начала 2006 года не принималось решения о регистрации новых политических партий. А те оргкомитеты, которые провели учредительные съезды недавно, не подавали документы на регистрацию. Так что если появится какая-то новая партия в ближайшее время, то она успеет принять участие не только в выборах президента в 2008-м, но и в выборах Госдумы в 2007 году. Понимаете, предусмотренные законом процедуры указывают крайние сроки, но не минимальные. Таким образом, теоретически политическая партия может через все процедуры пройти за короткие сроки. Просто на практике очень редко кто-то с этим справляется, это должна быть чрезвычайно четкая организация, я уж не говорю о том, что набрать реальную численность за короткий срок возможно только путем суперсерьезных финансовых затрат. Можно запустить мощнейшую, очень затратную пропагандистскую кампанию или просто скупить отделения (для нас не секрет, что партии покупаются), но это будет очень дорогой проект.
РГ | Сейчас у вас складывается новая система взаимоотношений с ЦИК, удалось ли вам перераспределить полномочия без ссор?
Жафяров | Росрегистрация не покушается на полномочия избиркомов по организации выборов, а у них нет особого желания заниматься теми вопросами, которые находятся в нашей компетенции. Многим федеральным госорганам я бы пожелал такого взаимопонимания, которого мы достигли в нашей работе.
По вопросам участия партий и их региональных отделений в выборах различного уровня мы также выработали единый подход: если у избиркома возникают сомнения в правомочности собрания или конференции по выдвижению кандидатов или списков кандидатов на выборах, либо в правомерности принятых решений, они направляют соответствующий запрос в Росрегистрацию. Но избирательная комиссия, получив наше заключение, самостоятельно принимает решение и может не учитывать его. Другое дело, что у политических партий вызывают яростное возмущение наши проверки правомочности конференций по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) на выборы областного или краевого звена со стороны наших территориальных органов. Понятно, что в этом отношении политические партии оказываются в крайне невыгодной ситуации, ведь многие партии сталкиваются с проблемой навязывания кандидатов из Москвы. В таких условиях легитимно провести соответствующую конференцию и легитимно выдвинуть кандидатов весьма затруднительно. Если еще при этом контроль осуществляется с двух сторон - как со стороны избирательной комиссии, так и со стороны Росрегистрации, - то возможность выйти на выборы для такой политической партии приближается к нулю.
РГ | И тем не менее ваши подходы расходятся в отношении к процессу ликвидации таких региональных отделений партий, где явно не хватает численности (на совещании осенью прошлого года вам по этому поводу прямо возразила член ЦИК Елена Дубровина)?
Жафяров | Мы расходимся с Еленой Павловной только в оценке судебной перспективы применения норм закона. Потому что она ставит под сомнение ликвидацию партии в судебном порядке, если партия к моменту заседания суда доберет необходимую численность. На мой взгляд, в этом случае проводить аналогию с правоприменительной практикой, которая сложилась в ходе проверок региональных отделений политических партий, не вполне корректно. Действительно, если при проверке регионального отделения политической партии мы устанавливаем, что там недостаточная численность, у нас возникает формальное право обратиться в суд с иском о его ликвидации. Но судебная практика постепенно приходит к следующей позиции: если к моменту судебного заседания региональное отделение восполнит недостающую численность, то в иске нам отказывают. Определенная логика в этом есть, но проводить однозначную параллель я бы не стал. Дело в том, что в переходных положениях закона о внесении изменений в ФЗ "О политических партиях" указан пресекательный срок: численность должна быть приобретена до 1 января 2006 года. Дальше закон устанавливает, чем в принципе может заниматься партия, не имеющая необходимой численности в течение целого года, - она может посыпать голову пеплом и решать свою дальнейшую судьбу. У такой партии два варианта: самораспуститься или преобразоваться в общероссийское общественное объединение, потому что закон не предусматривает возможность в течение 2006 года продолжать набирать численность. Всем партиям уже был предоставлен определенный срок, в который следовало уложиться, и уже само несоблюдение этого срока является основанием для ее ликвидации.