11.04.2006 00:20
    Поделиться

    Театр села Пугачи закрывает пятый сезон

    В сельском клубе закрывается пятый театральный сезон

    На сцене Пугачевского театра играют глава местной администрации, директор школы, главный инженер, повара, учителя. Режиссирует пьесы директор ООО "Агротех Гарант "Пугачевский" (говоря советским языком - председатель колхоза). В селе Пугачи закрывается пятый театральный сезон. Корреспонденты "РГ" отправились посмотреть на все своими глазами.

    Не хуже, чем в телевизоре!

    Нас предупредили - дороги в Пугачи нет. По-городскому махнув рукой - "да ладно", мы лихо выехали из Воронежа и через два часа заглушили двигатель на последнем куске асфальта. Дороги в Пугачи не было.

    К обочине уже пристроились потрепанные "Жигули", европейский "фольксваген" и отечественный внедорожник "УАЗ". Ехать вперед никто не решался. На горизонте лениво ползал трактор.

    - Я здесь третьи сутки живу, - сообщает нам хозяин "Фольксвагена". - Были тут нетерпеливые. Сидят теперь...

    - Мы к вам в театр собрались, - расстроились мы.

    - Что ж вы раньше-то не приехали?! - сокрушается он. - У нас такой спектакль был! Мы не хуже, чем в телевизоре играем! Я-то в этом спектакле не играл, у меня жена играла.

    Нового знакомого зовут Алексей Бобенков. Он занимается коммерцией. В этот раз Алексей пытался доставить в село продукты. Мы уже собрались расспросить его о роли искусства в жизни современного человека, как навстречу выполз трактор. Развернувшись, он в очередной раз направился прокладывать дорогу в Пугачи. Решено было отправиться вслед за ним. Если что - вытащит.

    Как директор стал режиссером

    Театр в Пугачах придумала пенсионерка Валентина Ивановна Мананкова. Ей очень хотелось поставить спектакль на сцене клуба.

    - Помогу, чем могу, - сказал председатель.

    - Утро начиналось с того, что мне звонила Валентина Ивановна и просила, чтобы агроном был на репетиции в 6 часов, - смеясь, вспоминает Александр Анатольевич Лепинский. - Я чуть ли не силой их загонял.

    Сначала в клубе ставили пьесы русского классика Островского. А недавно решили сыграть из современного. "Семейный портрет с посторонним".

    - Я поехал в Воронеж, а Валентина Ивановна меня попросила привезти оттуда сценарий, - рассказывает Александр Анатольевич. - Сценарий привез, а она даже не успела его прочитать - умерла. Мы ее похоронили, помянули. Ну, театр собрался: режиссера нет, а интерес уже появился. А так как я по утрам их гонял на репетиции, они мне говорят: "Давай ставить спектакль". Стали усиленно репетировать. Успех был потрясающий. Да они у нас все "на ура" идут, - гордо сообщает режиссер. - А в последнем - вообще настоящая игра была!

    - А все-таки, как вы умудрились взрослых людей заставить после работы, когда всем хочется скорее домой на диван, идти на какие-то репетиции?

    - Я им просто говорю: ребята, не так весело мы живем в деревне.

    И если сначала сказали, что согласны, то потом, когда они отлынивают, я пользуюсь своим административным ресурсом. Ты сказал, что ты талантлив, ты роль получил, кроме тебя еще куча человек репетирует, а ты вдруг ушел.

    - А вам это зачем? - не отстаем мы.

    - Жизнь ведь проходит, - говорит Лепинский. - Ну, приехал утром на наряд, трактора выехали, зерно убрали, зарплату получили - каждый день одно и то же.

    Это роль, это не по жизни

    Первый спектакль Валентина Ивановна расписала так, что каждый играл сам себя. Игры не было. Вышел на сцену и ходи как ходишь. Актеры просто произносили свои слова.

    - Тогда упор был на наряды и декорации, - вспоминает Александр Анатольевич. - Декорации были очень красивые, их у нас завклуб делает. Мировой человек! Платья сами себе шили, вещи под старину находили.

    Зато теперь все серьезно. Артисты перестали бояться сцены.

    - Я в этом году сказал, что будем работать над лицом, чтобы все наши чувства лицо выражало. А тут еще наша районная власть объявила, что нас на народный театр вроде представили.

    Репетиции в Пугачевском театре начинаются осенью, а весной устраивается премьера. Летом артисты расходятся по полям и огородам.

    - Так что сейчас у нас театральный сезон закрывается, - говорит Лепинский.

    Осенью Пугачевский театр начнет репетировать новую пьесу "Бабий бунт". Сценарий нашли в записях Валентины Ивановны, расписали, раздали роли.

    - Как же вы со своими артистами ладите?

    - Бывает, начинают спорить: "...а я считаю что так". Михаил Саликов должен был играть роль трусливого мужчины, а он заявляет: "Чего это я должен бояться"? Я говорю: "Это же роль, это не по жизни". А Пугачи - село с юмором. Здесь это основное качество. Вот когда мы "Медведя" репетировали, была сцена, где агроном наш (мой одноклассник) должен был мою жену обнимать. А я сижу в зале и вижу, что никакой страсти нет. Я ему кричу: "Тебе что, моя жена не нравится или ты в совхозе работать не хочешь?". Тут уж он, конечно, кидается со всей страстью.

    - Мать у меня литератор, - продолжает Александр Анатольевич, - а сестра ее - математик. В жизни нигде не играла, а теперь - ведущая актриса. Мама пришла на спектакль и говорит: "Ну надо же, она ни бэ ни мэ - и уже актриса, а я литератор - и ни разу на сцене не была!". Я говорю: "Мам, будет роль лет на семьдесят, я тебе дам", а она: "Зачем мне на семьдесят? Ты на сорок дай!".

    Энтузиазм у нас такой

    На сцене - стены из ткани, полиэтиленовое окно. На круглом столе электрический самовар. Кто-то робко перебирает клавиши дряхлого пианино.

    Пока актеры переодеваются, расспрашиваем главу администрации Евгения Александровича Ладенкова об актерских секретах.

    - Я по жизни человек скромный, а в спектакле была сцена, где мне обниматься надо, очень было не по себе, - признается "голова".

    - А текст как учите? Выезжаете на поля со сценарием?

    - Слова учил на репетиции. Бывало, конечно, выходишь на сцену и забываешь, что говорить, но у нас есть суфлеры, которые за декорациями подсказывают.

    - Вы сами пришли в театр или?..

    - Да ну, это все делается от души. Председатель, конечно, может своим специалистам сказать: "Надо", и они, скрипя зубами, идут. У нас постоянно аншлаг, - скромно сообщает Евгений Александрович. - Здесь зал на 420 мест: когда премьера идет, из соседних деревень приезжают. Такой восторг! Может, не столько пьесу воспринимают, сколько своих земляков на сцене. Сейчас будем водевиль готовить, мужчин там очень много будет. Говорят, "голова" в первую очередь должен там быть. Ну, раз надо - сыграю, - улыбается он.

    Оставшимся в зале артистам мы задаем тот же вопрос: неужели пришли на сцену не по приказу?

    - Я ж сказал, звоню и говорю, чтоб были, - повторяет Лепинский.

    - Да мы сами идем, энтузиазм у нас такой, - перебивают его актеры.

    - У нас таких приказов не издается, просто личная инициатива, - подтверждает местный врач Алевтина Яковенко. - Меня вот агитируют в театр, в хор, но, к сожалению, времени нет. А вообще я считаю, что это дело только пользу здоровью приносит. Это стимул. Да и в организм кислород поступает.

    В клубной гримерке шумно и весело.

    - Прически мы в парикмахерской делаем. Я перед спектаклем, когда барыню играла, даже на валике спала, чтоб прическу не помять, - важно, по-барски говорит актриса Анна Ивановна Толстолуцкая, в обычной жизни - учительница начальных классов.

    - Обед или ужин дома готовим и роль учим около плиты. А ночью ляжешь спать и опять: "ду-ду-ду-ду-ду", - говорит Анна Ивановна. Перед премьерой

    записываем себя, и смотрим до 12 ночи, ошибки исправляем, а как же?

    - Мы живем в этом клубе! - хохочут актрисы. - Хороша! - нахваливают женщины барыню Анну Ивановну.

    - Вы, когда костюмы надеваете, как себя чувствуете? - интересуемся мы.

    - Мы себя очень плохо чувствуем, когда усы на клей "Момент" приклеиваем и детской присыпкой седину делаем, - притворяясь обиженными, перебивают мужчины женские восторги.

    - Наверняка бывает, что и не хочется идти ни на какую репетицию?

    - А что ж! Бывает! Придешь еле-еле, а потом - так хорошо! - дружно признаются актеры.

    - Зачем вам это? - не унимаемся мы.

    - Так это просто жизнь! Вот рядом есть село, а театра там нет, так они к нам ездят! На все спектакли. Так они расстроились, что на 8 Марта к нам не попали, дороги не было!

    Играть для нас сегодня не будут

    Театральный сезон закончился. Красивые костюмы из пьес Островского принесли для фотосъемки.

    На сцене в платьях и прическах позапрошлого века, за круглым столом с самоваром замирают артисты. Фото на память.

    - А спойте что-нибудь? - просим мы на прощание.

    - Мы вам свою песню споем, про Пугачи, - с удовольствием откликаются на просьбу артисты, - Михаил Николаевич пишет музыку, он у нас "золотой голос Пугачей", в школе преподает музыку.

    Михаил Николаевич Саликов (тот самый, который не хотел играть трусливого мужчину) берет в руки старый баян, пробует кнопки. Песню поют все - мужчины, женщины, начальники, подчиненные. Поют по-настоящему.

    Прощаясь с труппой пугачевского театра, мы еще раз попытались выяснить истинные мотивы их энтузиазма - зачем им вся эта самодеятельность?

    - Вам интересно? - строго спрашивает нас Лепинский.

    Интересно, киваем мы.

    - А зачем тогда вопросы задаете? Если бы этого не было, - терпеливо объясняет он, - разошлись бы по домам, смотрели бы телевизор, толстели. Вы когда-нибудь были на репетиции? Ведь с каждой со слезьми уходишь домой, столько смеха, столько юмора.

    Спектакль "Семейный портрет с посторонним", вернувшись из Пугачей, мы смотрели на DVD. Смешная картинка из сельской жизни. Режиссер - Александр Анатольевич был прав, актеры и в самом деле жили на сцене. Оператор, желая запечатлеть реакцию зрителей, то и дело поворачивал камеру в зрительный зал. Зрители были довольны.

    Поделиться