Еще до трагедии в Алтае в общественном мнении сложился негативный консенсус в отношении "начальственного транспорта". Россияне, судя по нижеприведенным данным, считают целесообразным наделить правом "приоритетного проезда" с соответствующими спецсигналами и номерами лишь службы "скорой помощи" (80 процентов), пожарных и МЧС (76 процентов), милицию (54 процента), а также разного рода аварийные службы (30 процентов).
К государственным же "чиновникам" различных уровней респонденты не столь благосклонны. Так, 15 процентов населения страны признали необходимость особых возможностей для президента, 2 процента - для депутатов Государственной Думы; 1 - для губернаторов и глав регионов, членов правительства и военнослужащих. Фактически не нашлось россиян, согласных с тем, что спецсигналы нужны автотранспорту министерских работников, работников госучреждений, судей и прокуроров.
На этом фоне отнюдь не случайным выглядит то, что в автокатастрофе, в которую попал губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов, россияне сразу и безоговорочно приняли не сторону его водителя, а сторону Олега Щербинского. Лишь 6 процентов россиян сочли его виновным в гибели Михаила Евдокимова. Соответственно 2/3 опрошенных не согласились с мнением суда первой инстанции, приговорившего Щербинского к 4 годам лишения свободы, охарактеризовав как само разбирательство, так и вынесенный судом приговор как несправедливый и необъективный. И лишь 8 процентов с решением суда согласились.
"Дело Щербинского" создало прецедент влияния общественного мнения на решение суда. 73 процента россиян посчитали пересмотр дела актом восстановления справедливости
Под давлением общественности "дело Щербинского" было пересмотрено. В итоге 73 процента россиян сочли это актом восстановления справедливости и законности в отношении невиновного человека. Ошибочным такое решение суда, которое к тому же было принято под давлением массовых протестов, сочли все те же 8 процентов.
Россиян, судя по результатам опросов, особо не беспокоит возрастающее влияние общественности не только на данное судебное решение, но и на отправление правосудия в целом (что объективно противоречит принципу независимости судебной власти). Так, 66 процентов опрошенных уверены, что подобная гражданская активность полезна и способствует справедливому решению судебных дел. Пятая часть респондентов (20 процентов) придерживается противоположной точки зрения, считая, что чрезмерное вовлечение общественности лишь мешает объективному рассмотрению дел.
"Дело Щербинского" продемонстрировало заметный рост общественной активности россиян, их возрастающее стремление оказывать влияние на положение дел в стране. В том числе и на деятельность правоохранительных и судебных органов.