В первый день призыва юные партийцы собирались ратовать за отмену военных реформ и, как положено, за десять дней уведомили городскую администрацию, получив разрешение на проведение митинга. Но областной прокурор внес в мэрию протест и потребовал от властей запретить проведение акции.
Такая же участь постигла коммунистов, которые намеревались участвовать во всероссийской акции протеста "Против террора ЖКХ". Митинг под окнами областной администрации планировался на рабочий день: "Чтобы власти видели народный гнев из окон". За три дня до запланированных событий городской прокурор Юрий Андрейченко внес в мэрию очередной протест и потребовал запрета на проведение митинга. Активисты обвинили мэра и прокуратуру в сговоре и возврате к тоталитарному режиму и обратились в суд.
В чем тут закавыка? Дело в том, что самое популярное место у митингующих - площадь Ленина - находится как раз под окнами областной администрации, выходит на реку Амур и является пограничной зоной. Именно это обстоятельство стало камнем преткновения в вопросах проведения акций протеста на территории Благовещенска, а еще его особое географическое положение и пограничный статус.
По словам прокурора области Вячеслава Сизова, в городе, который находится в пограничной зоне, даже на детские демонстрации необходимо разрешение пограничников. Оказывается, главы городов и районов об этом забыли и разрешали митинги и пикеты без согласования с "зелеными фуражками".
- Раньше мы этими вопросами не занимались, потому что и вопросов особых не было, - отметил прокурор области. Но в апреле к нам обратились коллеги из военной прокуратуры и начальник благовещенского гарнизона с просьбой проверить законность акции, которая должна была пройти напротив облвоенкомата. Мы подняли документы и выяснили, что нет согласования с пограничниками, которые должны знать, кто, когда и сколько человек будет митинговать в непосредственной близости от границы. Особенно это актуально сейчас, когда раз в неделю напротив реки Амур собирается большое количество народа, изначально настроенного на конфликт.
В качестве веского аргумента прокуратура приводит федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также постановление губернатора от 30 июня 2003 года "Об определении пределов пограничной зоны на территории Амурской области", принятое на основании закона РФ "О государственной границе Российской Федерации". Изменить постановление главы Приамурья могут только федеральные законодательные акты. Пока на незыблемость пограничных зон, установленных губернатором, государственные органы не покушались. Помимо Благовещенска пограничными считаются Сковородинский, Магдагачинский, Шимановский, Свободненский, Благовещенский, Тамбовский, Константиновский, Михайловский, Бурейский и Архаринский районы.
Особых оснований для запрета благовещенцам собираться мирно и без оружия со стороны пограничников прокуроры не видят. Однако попытка получить такое разрешение корреспондентом "РГ" в Амурском погрануправлении завершилась неудачей. Позвонив на коммутатор и выйдя с него на нескольких руководителей, я понял одно - для самих пограничников щепетильность прокуратуры оказалась полным сюрпризом. Оперативный дежурный зачем-то записал все данные корреспондента и предположил, что "насчет пограничного режима прокуратура, скорее всего, права". Однако на вопрос, к кому конкретно обратиться за разрешением и какие для этого нужны документы, ответить затруднился. Полковник, назвавшийся Александром Кабановым, добавил, что начальник управления, возможно, и разговаривал с мэром по возникшей проблеме, но его сейчас нет, будет он только через неделю. Получается, политическая жизнь в Благовещенске может отдыхать.Как выглядит согласие погранслужбы на митинги и шествия, никто до сих пор не знает. Тем временем прокуратура продолжает отстаивать свою точку зрения. В свою очередь политическая оппозиция действующей власти ищет лазейки в законодательстве.
На всякий случай все заинтересованные стороны готовятся к противостоянию в судах высших инстанций.