11.04.2006 23:00
    Поделиться

    Общественная палата вступилась за школу

    Скандал вокруг Екатеринбургского музыкального лицея или, как его привыкли все называть, Первой музыкальной школы-десятилетки набирает обороты. Это учебное заведение и до сих пор было хорошо известно в масштабах не только нашей страны. Одно из восьми подобных в России, оно занимает третье место в рейтинге музыкальных училищ и школ-десятилеток. В эфире радио "Эхо Москвы" сложившуюся вокруг екатеринбургской школы ситуацию обсуждали Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков и Иосиф Кобзон, говорили о том, что реорганизация школы стала бы актом вандализма. Письма с просьбой о помощи школе разослал vip-персонам Свердловской области руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой.

    Так что же произошло? В один совсем не прекрасный день на доске объявлений в школьном вестибюле появился приказ за подписью начальника управления культуры Екатеринбурга Татьяны Колесниковой о реорганизации школы: отныне, согласно данному приказу (который кто-то тут же перечеркнул крест-накрест красным фломастером), школа перестает быть средним профессиональным учебным заведением и превращается в общеобразовательное. Правда, с углубленным изучением предметов музыкального цикла. Родители, дети и педагоги испытали настоящий шок. Одним росчерком пера было поставлено под вопрос профессиональное будущее талантливых юных музыкантов. До сих пор выпускники школы получали диплом о среднем профессиональном образовании, который позволял им поступать в консерваторию, что и делали практически все выпускники. Отныне, по замыслу "культурных" чиновников, с деток довольно будет и обычного школьного аттестата.

    - Здесь учится вся моя семья, а не только сын, - едва не плачет мама из родительского комитета. - Он учится, а мы все ему служим.

    - Этот приказ перечеркивает жирной чертой мои планы на будущее, - по-взрослому формулирует пятнадцатилетняя Юля Асташова.

    - Просто невозможно - вот так все переделать! - комментирует заместитель директора десятилетки Эльвира Архангельская. - Тут абсолютно по-другому учат. Например, композиторская группа - один человек, теоретическая - два человека. Музыканты - штучный товар, отношение к ним особое.

    Отчего же вдруг овладел чиновниками реформаторский зуд? Согласно федеральному закону N 131, органы местного самоуправления отныне лишены права иметь в своем ведении средние специальные учебные заведения и город должен передать их в распоряжение областных структур и на попечение уже областного бюджета. Но городские власти решили - не отдавать. По словам пресс-секретаря мэра Екатеринбурга Константина Пудова, "город вкладывал немалые деньги в развитие и содержание таких учебных заведений, и есть сомнения, что капитал будет сохранен". Но пока областные власти не дали повода опасаться за сохранность наработок, и, по общему мнению, камнем преткновения стало само здание лицея общей площадью 7000 квадратных метров с тремя шикарными концертными залами. В общем, лакомый кусочек.

    По-житейски обида понятна: 131-й закон и впрямь кое-где прошелся по живому, но, видимо, такова государственная необходимость, а чиновники, как ни крути, должны приказы исполнять, причем не создавая при этом "революционных ситуаций". Тем более что никаких аргументов в обоснование своей точки зрения, кроме вышеупомянутого беспокойства о "сохранении капитала", чиновники привести не могут. На протяжении нескольких месяцев они гасили родительский гнев магическими заклинаниями типа "вопрос в стадии согласования" и "идут поиски компромисса". Но в понедельник чиновникам вдруг надоело уговаривать "непослушных" родителей, которые тоже перешли от слов к делу и подали в суд иск с требованием отменить приказ, нарушающий права их детей.

    - Надо навести порядок в этом деле, - сообщил журналистам заместитель главы города Михаил Матвеев. "Порядок", по его мнению, должен выглядеть так и не иначе:

    - Как она была до 1998 года, так и будет общеобразовательная школа с углубленным изучением музыки. Мы, власть, берем на себя обязательство создать все необходимые условия: сколько можно музыки дать, столько и будем давать, то есть сколько сможет проглотить ребенок.

    Наутро во вторник, то есть вчера, возмущенные родители устроили пикет под окнами мэрии. И купили своему "ходоку" билеты до Москвы - на прием к президенту, раз уж даже Кобзон с Ростроповичем им не помогли. Он обещает "поднять шум на весь мир, потому что музыканты, привыкшие играть в оркестре, имеют коллективное мышление и своих в беде не бросают".

    Может быть, все это и заставит чиновников просто соблюдать закон.

       специально для "РГ"

    Александр Калягин, председатель комиссии Общественной палатя РФ по вопросам развития культуры:

    - К сожалению, как и прежде, наши "экономические бухгалтеры" предлагают в правительство и в Думу решения, которые приводят к экономическим эффектам без учета социальных и культурных последствий этих реформ. А между тем, проводя реформы в жизнь, всегда надо понимать: повышается от этого доступность бесплатного образования или понижается, увеличивается доступность культурных благ или уменьшается? Вступивший недавно в силу 131-й Закон "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ" в принципе правильный, хотели повысить уровень компетентности образования. "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги".

    Средняя специальная музыкальная школа в Екатеринбурге действительно славилась по всей стране, проводила серьезный конкурс, и многие ее выпускники поступили в консерватории и стали известными музыкантами. Сегодня, по закону, город не может быть учредителем среднего специального учебного заведения и вынужден либо сделать его обычной музыкальной школой, либо передать на областной уровень, чтобы сохранить статус. Поэтому наша комиссия обязательно будет обращаться к губернатору области Э.Росселю и главе города А.Чернецкому, чтобы в любом случае сохранить статус школы как специального музыкального учреждения и тем самым защитить интересы и права талантливых детей.

    Поделиться