18.04.2006 02:50
    Поделиться

    Финдиректор РАО ЕЭС Сергей Дубинин: Отрасли необходимо не менее $20 млрд инвестиций в год

    Российская газета | Сергей Константинович, выступая на международной конференции по энергетической безопасности, вы заявили, что необходимый объем инвестиций в электроэнергетику - 20 млрд. долл. Из чего складывается эта сумма и сколько инвестируется сейчас?

    Сергей Дубинин | Сейчас инвестируется не более 5-6 млрд. руб. в год с учетом атомной отрасли. Средств, полученных через тариф на электроэнергию, хватает только на то, чтобы обеспечить замещение выбывающих изношенных энергообъектов. А ведь простого воспроизводства мощностей уже недостаточно - страна переживает бурный рост энергопотребления. В 14 субъектах РФ минувшей зимой превышен исторический максимум нагрузки на региональные энергосистемы. В трех самых активно развивающихся - Москва, Санкт-Петербург, Тюменская обл. - отмечается реальный дефицит мощности.

    Проанализировав все эти аспекты, специалисты РАО "ЕЭС России" пришли к выводу, что уже в ближайшие 3-5 лет нужно построить 19400 МВт генерирующих мощностей и адекватную сетевую и диспетчерскую инфраструктуру. Для этого потребуется не менее 20 млрд. долл. в год. Все расчеты представлены в программе мер по привлечению инвестиций в энергетику в 2006-2009 гг., которую РАО уже направило в правительство.

    РГ | Где нужно строить в первую очередь?

    Дубинин | Системный оператор ЕЭС выделил энергорайоны возможного дефицита электроэнергии в период пиковых нагрузок. Исходя из этого, подготовлен перечень первоочередных площадок для ввода генерирующих мощностей в Единой энергосистеме России, который утвержден приказом председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. В приказ вошли почти 40 площадок в 19 регионах страны. Разрабатывая инвестиционные планы РАО "ЕЭС России" и дочерних компаний, мы стремимся закрывать потребности в генерации именно в этих энергорайонах.

    РГ | РАО "ЕЭС России" недавно предложило направлять на инвестиции в новое строительство средства, полученные от эмиссий дополнительных акций генерирующих компаний - ОГК и ТГК. Обнародован список из 8 компаний, которые могут провести допэмиссии в ближайшее время. Какими были критерии отбора этих ОГК и ТГК? В какие сроки будет осуществляться допэмиссия?

    Дубинин | Критерии отбора кандидатов на допэмиссии просты. Во-первых, их готовность с точки зрения корпоративных процедур. Все 8 ОГК/ТГК до конца года завершат формирование целевой структуры и переход на единую акцию. Второе, и самое главное, все эти компании представили проработанные инвестиционные предложения по строительству новых мощностей. Причем точки предполагаемого строительства соответствуют перечню первоочередных площадок, утвержденному РАО. Все эти инвестпроекты нужны Единой энергосистеме страны. Они достаточно просчитаны и готовы к включению в бизнес-планы ОГК/ТГК для реализации, но для строительства у компаний не хватает собственных ресурсов, т.е. тарифной выручки и заемных средств.

    РГ | На какой объем средств от допэмиссий рассчитывает РАО "ЕЭС России"?

    Дубинин | Не хотел бы пока называть объем эмиссии каждой конкретной компании, но наша оценка такова, что за два года мы сможем таким образом привлечь до 3 млрд. долл. Есть компании, которые в состоянии привлечь с фондового рынка 1 млрд. долл. и даже больше, например ТГК-3, т.е. "Мосэнерго".

    Конечный объем средств также зависит и от способа размещения допэмиссий. Нам еще предстоит сделать выбор в пользу либо открытого размещения акций допэмиссий на рынке, либо частного предложения в пользу отдельных инвесторов. Не исключена и комбинация обоих этих подходов. Может случиться и так, что в публичном размещении будет участвовать стратегический инвестор. Это тоже вполне возможно и не будет тайной для рынка, это нормальная практика.

    РГ | Журналисты и аналитики вовсю взвешивают "за" и "против" ОГК 3, 4 и 5, ТГК 1,3, 8, 9 или 10... Какая компания станет первой?

    Дубинин | Кто будет первым, мы пока не определили. В апреле сама программа привлечения инвестиций путем допэмиссии акций будет представлена совету директоров РАО "ЕЭС России". Другое дело, что нельзя "выбрасывать" на рынок эмиссии такого числа компаний одновременно. Они будут выходить по очереди с разумной периодичностью. Мы рассчитываем за 2006-2007 гг. осуществить эмиссию акций трех-четырех компаний из этого списка. Кандидатуры этих "пилотов" будут утверждены правлением РАО "ЕЭС России".

    РГ | А где гарантия того, что деньги, привлеченные через допэмиссии, будут направлены именно на инвестиции в новую генерацию?

    Дубинин | С одной стороны, проекты должны быть достаточно убедительны и сами по себе привлекательны для инвесторов. Но, помимо этого, мы намерены подписать с акционерами специальные соглашения, которые будут закреплять целевое использование средств. Ко всему прочему, в целом ряде ОГК/ТГК даже после дополнительной эмиссии сохранится достаточное влияние РАО "ЕЭС России" - не ниже блокирующего пакета или даже контрольного пакета. Это не самоцель, а один из инструментов, позволяющих обеспечить надлежащее использование средств.

    РГ | Строительство в рамках механизма гарантирования инвестиций тоже будет идти на площадках, включенных в Перечень РАО?

    Дубинин | В целом да, но их круг гораздо уже. Среди районов пиковых нагрузок, определенных Системным оператором, есть первоочередные проблемные точки. И мы попытались оценить, сможем ли "закрыть" их привлечением частных инвестиций без дополнительных гарантий. Это вполне возможно, если речь идет об энергосистемах Москвы и Санкт-Петербурга. В других регионах, например в Западной Сибири, на Урале и, к сожалению, в центре России, крупные инвестиционные проекты без дополнительных гарантий достаточно сложно организовать. Поэтому считаем, что первые два-три конкурса должны пройти именно в таких регионах.

    РГ | Как будет действовать механизм гарантирования?

    Дубинин | Инвесторы по конкретным проектам будут выбираться на тендере. На первом этапе пройдет классификация участников. Мы увидим, насколько сами компании-претенденты отвечают критериям: есть ли у них средства на строительство, опыт эксплуатации таких объектов и т.д. Второй этап - это технические предложения, они должны соответствовать конкурсным условиям. Общая ориентация - на современные требования по уровню КПД, использованию топлива, эффективности. Проекты также будут оцениваться по финансовому критерию. Тот, кто запрашивает меньшую плату за мощность в совокупности с тарифом на электроэнергию для строящегося объекта, тот и будет признан победителем. Конечно, при сопоставимости технических предложений.

    РГ | Проявляют ли интерес к этим конкурсам зарубежные инвесторы?

    Дубинин | Наши коллеги из европейских и, что любопытно, японских фирм предстоящими конкурсами заинтересовались. Это не значит, что все однозначно намерены принять участие в них, но они готовы изучать условия, возможности. По нашей оценке, целый ряд зарубежных инвесторов на конкурсы в рамках механизма гарантирования придут. Не исключено, что в консорциуме с отечественными корпорациями, партнерство с которыми для западников, - залог учета российской специфики.

    РГ | Увязаны ли проекты в генерации с инвестпрограммами Федеральной сетевой компании и Системного оператора?

    Дубинин | Да, безусловно, планируемый ввод мощностей РАО "ЕЭС России" и "Росэнергоатома" учтен в планах ФСК и Системного оператора. Другое дело, что в тарифы инфраструктурных компаний заложены средства только на самые необходимые инвестиции без учета развития.

    Именно поэтому мы предложили выделить ФСК, Системному оператору и ГидроОГК бюджетные средства в сумме 204 млрд. руб. через эмиссии дополнительных акций этих компаний в пользу государства.

    РГ | Для доведения доли государства до 75%, как того требует закон об электроэнергетике?

    Дубинин | Да, но это не просто констатация необходимости выполнения закона, это и оценка инвестпрограмм, прежде всего ФСК, связанных с подготовкой к следующему и последующим периодам зимней пиковой нагрузки. В эту сумму включено финансирование первоочередных мероприятий по обеспечению надежной работы энергосистем Московского, Ленинградского и Тюменского регионов. Кроме того, в части ФСК подробно прописаны все подстанции и ЛЭП для выдачи мощности действующих и строящихся ТЭС, ГЭС и АЭС.

    РГ | Есть ли другие возможности привлечь инвестсредства в компании, которые все-таки остаются под контролем государства?

    Дубинин | Сейчас в правительстве разрабатывается механизм, который мы считаем абсолютно оправданным и необходимым, - плата за подключение потребителей к сети с включением в нее инвестиционной составляющей. Она может быть хоть и не единственным, но весьма серьезным источником финансирования работ по строительству дополнительных трансформаторных подстанций и питающих центров.

    РГ | Когда этого можно ожидать?

    Дубинин | Мы добиваемся, чтобы этот механизм заработал как можно быстрее: в этом есть очень острая потребность. Если в 2004 г. энергосистемам удавалось оперативно удовлетворять около трети заявок вновь создаваемых предприятий при подключении их к распределительным сетям, то в 2005 г. - только 21%, а в I квартале 2006 г. - 16%. Предприятия готовы платить за то, чтобы иметь гарантию подключения к сети. Нужна только законодательная основа.

    |

    Поделиться