Всемирный банк рассказал, как России следут распорядиться Стабфондом

Но они довольно скептически восприняли государственное регулирование цен, на котором настаивает минэкономразвития. В среднесрочной перспектив это не только не приведет к снижению инфляции, но и сильно ударит по экономическому росту, считает главный экономист ВБ по России Джон Литвак.

Обширный доклад состоит из трех частей. Первая - посвящена последним тенденциям экономического развития. Во второй - эксперты Всемирного банка демонстрируют три имитационные модели по управлению средствами Стабфонда. И в третьей - рассматривают состояние здоровья российского населения.

Но только этим критические замечания не ограничились. Наряду с такими положительными факторами, как относительно низкая для стран с переходной экономикой инфляция, профицит бюджета, приток инвестиций, наметилась и отрицательная тенденция по замедлению темпов экономического роста, отмечает Джон Литвак. Отрицательный момент он видит и в том, что если раньше катализатором экономического роста была сфера промышленности, то начиная с 2005 года таковой стала сфера услуг. А вот уровень производительности труда стал опережать рост заработной платы. Но здесь следует оговориться, отметил Литвак, достигается это за счет сокращения количества рабочих, но отнюдь не качества производственных мощностей. Износ последних составляет порядка 40 - 45 процентов и в дальнейшем может повлиять на замедление темпов экономического роста в целом.

Платежный баланс продолжает укрепляться, несмотря на рост объема импорта. Рекордные показатели профицита торгового баланса практически полностью обеспечиваются ростом цен на российский экспорт, в частности, нефть и природный газ. Валютные резервы также устанавливают рекорд, достигнув в конце марта 2006 года 205,9 миллиарда долларов. Снижение капитального счета платежного баланса в 2005 году объясняется не утечкой капитала, а досрочным погашением 17 миллиардов долларов Парижскому клубу кредиторов и продажей "Сибнефти" (10 миллиардов), которая, к слову сказать, официально была зарегистрирована как офшорная компания.

Но особенно взволновало Литвака госрегулирование цен. Он говорил об этом довольно подробно, объяснив, что в руках минэкономразвития нет рычагов по управлению инфляцией и что эта сфера более относится к деятельности Банка России. Замедление инфляции в конце прошлого года из-за введения мер по контролю за ценами на бензин бумерангом вернулось в начале текущего года, когда потребительские цены выросли на 4,1 процента.

Интересный вывод делают эксперты Всемирного банка по реализации национальных проектов в стране, которые в конечном итоге должны увеличить уровень жизни. Без продолжения структурных реформ такие возможности уже в среднесрочной перспективе могут иссякнуть вовсе.

В условиях, когда российская экономика с трудом может поглотить огромный поток нефтедолларов, основным инструментом для поддержания макроэкономической стабильности стал Стабфонд. Его объем к 2030 году может достичь 2,29 триллиона долларов, если ничего не тратить, а только инвестировать в ценные бумаги. Но даже если отказаться от идеи инвестирования, то и тогда накопления составят внушительную сумму - 1,47 триллиона долларов. Кстати, по прогнозам Литвака, цены на нефть вряд ли опустятся к 2030 году ниже отметки 40 долларов за баррель. Он предостерег экономические власти от чрезмерной эйфории, вызванной столь небывалыми запасами нефтедолларов, и призвал вкладывать средства фонда аккуратно, в основном в высоколиквидные ценные бумаги. Всемирный банк даже предложил свой сценарий: вначале надо проинвестировать половину накоплений фонда в 3-месячные госбумаги, остальные - в долгосрочные облигации и акции. Не забывая при этом, что цены акций мировых корпораций напрямую связаны с ценами на нефть. И если, к примеру, цены на нефть упадут, то сразу же вырастут акции японских корпораций.