Кому они нужны?
Председателя областной организации Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Геннадия Кротова я застал в момент разговора по телефону. По коротким фразам Геннадия Николаевича стало понятно, что речь идет о трудоустройстве инвалида, а точнее – о невозможности ему в этом помочь.
Да, действительно, звонил инвалид 2-й группы из города Приволжска. У него два высших образования. И пенсия, которой едва хватает на квартплату. А в районном центре занятости единственное, что предлагают дважды дипломированному экономисту – место дворника. Вернее, предлагали и другие, но никому не нужен там часто болеющий инвалид.
– А почему он обратился к вам, а не в районную организацию инвалидов? – спрашиваю Кротова.
– Самораспустилась эта организация в Приволжске, как и еще в трех районах, – следует неожиданный ответ. – После отмены налоговых льгот для предприятий инвалидов сначала мы остались без производственной базы и доходов. А теперь и инвалиды из нашей организации начали массами уходить. Денежной помощи никакой. Льготного проезда инвалидов лишили.
Впрочем в Приволжском районе в прошлом году из 58 инвалидов, обратившихся на биржу труда, 42 трудоустроились, пусть и сторожами да дворниками. А вот в целом по Ивановской области только каждому третьему из трех тысяч обратившихся за работой инвалидов центры занятости сумели помочь, хотя именно эту категорию безработных в первую очередь и переучивали за казенный счет. И направляли на временную работу. И устраивали для них специализированные ярмарки вакансий…
Увы, не желают хозяева предприятий принимать этих обездоленных людей даже на неделями пустующие вакансии. И доля инвалидов, таким образом, в общей структуре безработных впервые за всю 15-летнюю историю ивановской службы занятости приблизилась к 10 процентам.
– Понимая всю экстраординарность ситуации, мы сейчас в первую очередь пытаемся выстроить отношения с медико–социальной экспертизой так, чтобы выдаваемые там карты реабилитации не усложняли трудоустройство инвалидов, как сейчас, а наоборот, помогали им быстрее забыть о своей физической неполноценности, – говорит начальник областного управления федеральной службы занятости Татьяна Сергеева. – В центре внимания, разумеется, и проект закона о квотировании рабочих мест для инвалидов, принятый депутатами в первом чтении, – замечает Татьяна Борисовна.– Но специалисты нашей службы, должна признаться, ожидали от этого закона большего.
– Этот закон опоздал минимум лет на шесть, – точка зрения Геннадия Кротова.
А его коллега из местной организации Всероссийского общества слепых Андрей Соколов даже в случае кардинальной переработки проекта закона при последующих чтениях в облдуме никакой практической пользы от него все равно не ждет. И объяснил – почему.
– Да, закон обязывает любое предприятие с числом работающих за 100 человек 4 процента рабочих мест выделять инвалидам. Да, существует административная ответственность за отказ это делать – штраф до 30 МРОТ. Но кого, подумайте, такие штрафы испугают, если на создание только одного специализированного рабочего места для инвалида требуется тысяч 200, не меньше? Кто эти штрафы будет налагать? – юристы ВОС, к примеру, как заметил А. Соколов, этого не знают. – Да и какая, в конце концов, проблема для предпринимателя, привыкшего работать по серым схемам, исполнить это требование по квотам чисто формально и такую потом «веселую» жизнь создать этим оформленным на работу инвалидам, что те и света божьего не взвидят.
Метод кнута, по мнению инвалидов, тут очевидно не сработает. Нужен пряник в виде существенных льгот по налогам, которых в проекте закона нет. В этой немощи разработанного закона, кстати сказать, нет никакой особой вины ивановских депутатов. Пять лет назад была в его проекте и норма о компенсационных выплатах в бюджет в случае нежелания (или невозможности) принимать инвалидов по квотам, как это практикуется, кстати, во многих странах Европы. И минимальная численность персонала для «квотируемых» предприятий определялась в 30 человек. Т.е. сюда попадали и мастерские службы быта, где всегда работало много инвалидов. И магазины, банки, страховые компании с их приличными уровнями зарплат.
Но 122-й федеральный закон помимо натуральных льгот, лишил их всех до единого и упомянутых защитных норм другого федерального закона – «О социальной защите инвалидов». И в итоге вряд ли получится теперь у ивановских депутатов, как считают тут многие, создать действенный механизм квотирования. А что в сложившейся ситуации делать?
По мнению нынешнего ивановского губернатора Михаила Меня, следует незамедлительно принять к исполнению тоже залежавшуюся под сукном областную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов на 2007 – 2010 г.» (аналогичная федеральная уже работает), где, помимо мер медицинской и социальной реабилитации инвалидов, намечена и действенная помощь службе занятости в их трудоустройстве. Проект программы готов и имеет финансовую цену в 32 миллиона.
На все про все – один сапожник
А вот в местных организациях инвалидов считают, что было бы полезней не налагать на всех работодателей ничем не подкрепленную «инвалидскую повинность», а как следует помочь еще не развалившимся предприятиям обществ инвалидов, где только и реально в сегодняшних условиях действительно создавать специализированные рабочие места.
После памятной встречи руководителей Общероссийских организаций инвалидов с президентом Путиным в 2003-м году предприятиям инвалидов стали возвращать некоторые налоговые льготы – можно, в частности, исключать из налогооблагаемой базы ту часть прибыли, что расходуется на цели социальной реабилитации инвалидов, и соответствующую долю имущества. Не платить НДС, если на производстве более половины работающих – инвалиды и фонд оплаты их труда не менее четверти общего. Уменьшена таким коллективам и доля отчислений в Пенсионный фонд. Они не платят теперь земельного налога…
– Все это здорово облегчает их жизнь,– признается Андрей Соколов. – Но чтобы то же предприятие «Электро» по выпуску люминисцентных ламп, где работают в основном слабовидящие, могло и создавать дополнительные рабочие места – почему бы его не поддержать, к примеру, областным госзаказом? В области столько понастроили торговых центров,– рассуждает с обидой Андрей Германович,– но я ни в одном не видел светильников, собранных земляками-инвалидами. А разве нельзя, скажем, трикотажную одежду для домов–интернатов заказывать в нашем Шуйском предприятии для слепых, которое бы только на этом смогло закрыть третью часть годовой программы. И других инвалидов, самое главное, работой загрузить.
Такие возможности, как считают в обществе слепых, имеет и муниципальный уровень власти. Но как же по–разному их реализует! Ни в одном городе России, по сведениям Соколова, не было случая, чтобы муниципальный бюджет вернул работающим инвалидам уплаченный ими за год подоходный налог в качестве адресной поддержки. А глава администрации города Вичуга Вячеслав Ступин на это пошел в отношении крошечного производства слепых, выпускающего щетки да веревки. Для бюджета ущерб невелик, а радости инвалидам – море.
Дольше других продержались на плаву предприятия инвалидов в Кинешма. Там, с одной стороны невероятно пробивной (хотя и сам тяжелый инвалид на костылях) руководитель городской организации – Георгий Васильевич Иванов. А с другой – поддержка мэрии.
Но вот ушел на повышение в Иваново прежний городской глава Андрей Назаров. И тут же кому – то понадобилось помещение парикмахерской инвалидов в центре Кинешмы – забрали. Для всех остальных вздули ставки аренды. И в итоге остался на все про все единственный мастер – обувщик (сидит прямо в офисе ВОИ и платит за это правлению 200 рублей в месяц).
Ссылка по теме: Работодателей Ивановской области обяжут принимать на работу инвалидов