В Нью-Йорке пройдут "русские торги"

Это именно те деньги, которые были выручены на аналогичных прошлогодних торгах, ставших сенсацией. При этом организаторы надеются на приятные сюрпризы и неожиданности и в этом году. Для таких ожиданий у них есть все резоны.

Хитами торгов прошлого года стали две фарфоровые вазы начала XIX века, которые были проданы за 3,9 миллиона долларов, и огромное полотно Константина Маковского (1839-1915) "Суд Париса", ушедшее за 2 миллиона долларов. Организаторы аукциона вздохнули легко: изначальный риск "русского Sotheby s" оправдался. А значит, и продолжение следует.

К русскому искусству в аукционном доме подходили в последние годы с осторожностью. Был небольшой отдел русского прикладного искусства, в основном серебряных изделий, куда входили и иконы с окладами. Только после того, как произведения русских художников XIX века стали уходить дороже, чем аналогичные картины их западноевропейских коллег по академической живописи, на них обратили внимание, и тогда возник специальный отдел русского искусства.

Всплеск интереса к нашему искусству вызвала и выставка "Russia!" в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, на которую все время стояли огромные очереди. Именно после нее в аукционный дом Sotheby s стали в больших количествах звонить местные потомки русских эмигрантов, интересуясь, сколько могут стоить те или иные произведения, доставшиеся им от бабушек и дедушек. В связи с чем число лотов на нынешних торгах вдвое превысило прошлогоднее. А звонки продолжаются, создавая перспективу на будущее.

Перед нью-йоркскими торгами в Москве прошла презентация каталогов. Это три увесистых тома. Конечно, будут непременные Айвазовский с Верещагиным и Рябушкин с передвижником Владимиром Маковским. Но главный успех в сегменте XIX века ожидается от картины Алексея Боголюбова (1824-1896) "Копенгагенская гавань", происходящей из собрания императора Александра III, чьим личным другом был художник. Картина, купленная цесаревичем в 1868 году за 250 рублей и висевшая в столовой Царскосельского дворца, нынче предлагается за 300-400 тысяч долларов. Ну и, конечно, прошлогодний "чемпион торгов" неоакадемист Константин Маковский представлен огромным полотном "Туалет Венеры" (750-1100 тысяч долларов), который был в свое время написан для особняка барона фон Дервиза на Английской набережной в Петербурге. Когда особняк перекупили незадолго до Первой мировой, новый хозяин предложил Маковскому подписать свою работу. Художник запросил за подпись 100 рублей. Владелец не согласился. На нынешних торгах это произведение не вызывает сомнений и без подписи. Салонное неорококо - это именно то, что так подходит к новым русским деньгам.

В качестве хита ожидается продажа коллекции небольших картин и рисунков Ивана Похитонова (1850-1923). Их полтора десятка плюс отдельный лот с более чем сотней фотографий из семейного архива художника. Чем хорошо расширение географии продаж русского искусства на Америку, так это тем, что из бабушкиных сундуков извлекаются совершенно неожиданные вещи.

Изучая каталоги, можно только поражаться, каким образом с 10 утра до 2 часов дня 26 апреля успеют представить и продать первые 180 лотов. Переходя к ХХ веку, это и Сарьян, и Фешин, и Бурлюк, и Анисфельд. Картины последнего были представлены в Нью-Йорке еще на выставке авангардного русского искусства в 1918 году. Или работы Бориса Григорьева, ставшие недавним открытием для многих американских коллекционеров. Между тем его выставка в Бруклинском музее имела сенсационный успех еще в 1923 году. Оттуда происходит картина "Сбор урожая", первоначальная цена на которую предполагается в 300-400 тысяч долларов. Выставлен на торги и ныне модный Петр Кончаловский, причем, крайне редкого для себя "фовистского" периода 1910 года.