Московский дом фотографии - единственный в России музей, выбравший стратегию фестивалей и масштабных проектов. Фестивали не только получили успех у публики и прессы, они восстановили художественную и социальную значимость феномена фотографии в российском общественном сознании. Для российской и зарубежной публики были открыты ценнейшие архивы выдающихся русских фотографов.
Сегодня экспериментаторская фотография опережает живопись, не случайно поэт и скульптор Дмитрий Пригов, исследуя фотографию, обнаружил, что все медиа расширяют границы. То, что сделаешь в фото, не сделаешь в рисунке.
- Время сейчас очень интересное, - объясняет свое новое увлечение фотографией Пригов. - Фотография - сложная игра с реальностью. Кажется, что фотография фиксирует реальность, на самом деле это способ выстраивания реальности. Правда, пока культура привыкла к тому, что фотография - хроника, но постепенно приходит понимание, что фотография не более чем другие медиа. Это манит. Хочется запечатлеть на пленку как бы реальность. Но в то же время запечатленная реальность застывает в отличие от живописи, которая живет фактурой, бликами.
- Куда развивается современное искусство?
- В сторону фотографии. Художники - это дети. Фотография - это и медиа, и перформанс, и она востребована на выставках. Художник - человек, умеющий рисовать, но сейчас фотоаппарат заменяется кистью.
Галина Москалева - фотохудожница из Минска - в Фотоцентре на Гоголевском бульваре в Москве представила свою выставку. Галина окончила политехнический институт, в 1991 году вступила в Союз фотохудожников России. Темой, как влияет современное искусство на человека, Москалева заинтересовалась, когда после перестройки начали налаживаться контакты Восточной Европы с Западом. По наблюдениям художницы, первые подобные встречи характеризовались непониманием с обеих сторон. Несмотря на огромное желание людей идти на сближение, их постигало разочарование. Диалога не получалось.
- Искусство Запада было так же непонятно, как и образ мышления этих людей, - рассказывает Галина. - Все эти годы я настраивала себя на то, чтобы понять западное искусство и другую ментальность, которая отражается в нем.
Открытием Москалевой стало ее наблюдение, что женская фотография почти не вызывает противоречий между этими различными системами. Может быть, женщины больше хотят идти на сближение, внутри них в большей мере присутствует общечеловеческая мораль, заложенная природой?